Искусствовед, эксперт по современному искусству и куратор многочисленных выставок, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и Фонде культуры «Екатерина»
Виктор Алимпиев. «Чей это выдох?» 2008
Мое близкое знакомство с цифровым и медиаискусством произошло в 2007 году во время работы в московском Фонде культуры «Екатерина». Тогда еще новое выставочное пространство нуждалось в собственной нише и необычных современных проектах. Одной из первых цифровых выставок, сделанных с использованием ультрасовременных технологий, стал проект «Voom. Портреты Роберта Уилсона». А в 2008 году возникла идея показать персональную выставку одного из мэтров российского видеоарта, а тогда еще «молодого художника» Виктора Алимпиева.
Алимпиев начал с экспериментов с компьютерной анимацией («Несколько подарков Олегу», 1997), но затем нашел свой собственный художественный язык и создает монументальные видео-полотна, основанные на классических приемах кино, с использованием одной или нескольких человеческих фигур в качестве смыслового центра и тонко срежиссированного звука.
Работа «Чей это выдох?» проецируется на большой экран и представляет собой завораживающее действо, где группа людей выполняет загадочный и абсолютно абстрактный этюд в пустом пространстве, будто пребывая во сне. Ангелическое хоровое пение прерывается резким выдохом одного из участников и сочувствием остальных. Выразительность работы строится на пластике человеческих тел, нарочито акцентированном жесте, замедленном движении. Группа как будто погружена в серебристо-розовую дымку, схожую с колоритом абстрактной живописи Алимпиева.
Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин. wowPod, 2008
Сегодня цифровое искусство, блокчейн и NFT переживает бум, многие художники обращаются к этим технологиям, не понимая их механизма и специфики. Однако у цифрового искусства есть своя долгая история, в России оно развивалось еще с середины 1990-х годов. Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин — как вместе, так и по отдельности — были одними из первопроходцев на этом нелегком пути, и сегодня их можно смело назвать живыми классиками цифрового искусства.
Их совместный проект, группа «Электробутик», был создан в 2004 году. Само название предполагает ироничную пародию на коммерческий бутик, который продает актуальное и модное искусство, сделанное при помощи «высоких технологий». В 2005-2009 годах на территории культурного центра «Арт-Стрелка» в Москве работала одноименная галерея, где художники занимались показом и продажей своих эффектных интерактивных работ, медиаскульптур и объектов.
wowPod представляет собой увеличенную и искривленную копию айпода — прием, знакомый со времен поп-арта, также критически обыгрывающего эстетику популярной массовой продукции. Зрителям предлагается подключить собственные iPod и слушать искаженные и обработанные версии своей музыки, клипов и подкастов. Работу сопровождает остроумный рекламный текст, описывающий все достоинства этого изобретения, в том числе в качестве объекта для интерьера, но и демонстрирующий критический взгляд авторов на технологии и потребление не только продукции, но и информационного мусора, «масскультурной жвачки для глаз и ушей», которую они преображают через искусство.
Арт-группа «Синий суп». «Море», 2009
Арт-группа «Синий суп» — пионеры российского цифрового искусства и видеоарта, сделанного при помощи компьютера. Группа была создана в 1996 году Алексеем Добровым, Даниилом Лебедевым и Валерием Патконеном. В 2002-м к ним присоединился Александр Лобанов.
Видео «Море», известное также как «Без названия», представляет собой медитативную видеоинсталляцию без звука, где на экране зритель видит бескрайнее волнующееся море, рассеченное надвое видимой границей, как будто кто-то установил огромное прозрачное стекло в толще воды. Созданное при помощи компьютера море притягивает, обволакивает, гипнотизирует бесконечным движением волн и бликов света, неслучайно эта работа была показана в Третьяковской галерее в качестве символического оммажа Ивану Айвазовскому. По словам художников, это «работа о границах и преградах, видимых и невидимых. И о возможности (или невозможности) их преодоления-перехода…».
Арт-группа АЕС + F. «Пир Трималхиона», 2009
Группа была основана в 1987 году. Название состоит из первых букв фамилий ее участников — Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и присоединившегося к коллективу в 1995 году фотографа Владимира Фридкеса. С момента своего основания они стремились создавать проекты на острие времени, затрагивая самые тонкие и чувствительные вопросы как общества, так и отдельного человека, многие из их проектов оказались пророческими.
Одна из особенностей группы, благодаря которой они стали одними из самых известных и коммерчески успешных художников, — это внимание к формальному решению произведений и стремление создать эффектные образы, мощный визуальный ряд. Если работы Виктора Алимпиева можно сравнить с ренессансной фреской, то у АЕС + F это поистине барочный масштаб, ошарашивающий своими размерами, сложностью и намеренной переизбыточностью «картинки».
«Пир Трималхиона» — одна из самых больших девятиканальных инсталляций, сделанных с размахом, достойным блокбастера: с кастингами, съемками, обильным реквизитом и антуражем, созданным при помощи трудоемкой компьютерной графики, и видео, смонтированным из тысяч фотографий. Это вторая часть трилогии «Пограничное пространство», берущая свое название из одноименного фрагмента «Сатирикона» Гая Петрония Арбитра и впервые представленная на Венецианской биеннале в 2009 году в рамках нашумевшего проекта «Безусловная любовь».
Действие происходит на фантастическом островном курорте, который чудесным образом сочетает в себе тропическое побережье с горнолыжными склонами. Через образы роскоши и наслаждения неограниченным потреблением всех доступных благ работа раскрывает геополитические, культурные, расовые и гендерные проблемы, сплетая их в сложное эпическое повествование об отношениях между «хозяевами» и «слугами». В этом изощренно придуманном Раю происходит множество катастрофических событий, от цунами до вторжения инопланетян, но все неизменно возвращается к досугу и удовольствиям, циклу, в котором слуги и господа чередуются до бесконечности.
Марина Алексеева. «Баня», 2011
Наряду с монументальными музейными форматами существуют и камерные работы, которые вполне можно разместить у себя дома — что некоторые коллекционеры с удовольствием и делают. Марина Алексеева, художник из Петербурга, создает свои «коробочки»-инсталляции с 1991 года, попробовав себя до этого в самых разнообразных видах и жанрах искусства от керамики и живописи до видео и ленд-арта.
Серии ее лайтбоксов представляют собой миниатюрные макеты интерьеров знакомых всем общественных и социальных пространств: театров, музеев, заводов, бань, спален и гостиных, населенных полупрозрачными анимированными персонажами, роли которых играют друзья и знакомые художницы. Ни один из сделанных вручную интерьеров не повторяется точь-в-точь, несмотря на то что видео одинаковые, а работа имеет тираж в пять экземпляров.
Через такую необычную форму, «лайфбоксы», как их называет сама автор, Алексеева вводит в свои работы элемент трогательной игры в кукольный домик, взывая к «внутреннему ребенку» зрителя. На видео с персонажами происходят разные удивительные метаморфозы: моющиеся женские фигурки превращаются то в ворон, то в русалок, то в котиков, то в цветы. Через непосредственность реакции, манипулирование чувством любопытства и узнавания художнице удается достичь эффекта происходящего на твоих глазах маленького сказочного чуда.