В Центре современного искусства Винзавод проходит выставка про историю искусства нулевых «НИИ Архив. Ремонтаж». Проект открыл новое направление институции — НИИ Архив (Наука, исследование, искусство, архив) — и впервые представил архивные материалы, которые собраны за 17 лет активной деятельности ЦСИ Винзавод. Дизайном выставочного пространства, в котором искусство и архивные документы расположились бок о бок в винном цехе, создал Константин Ларин.
По замыслу куратора выставки Ирины Горловой, выставка поднимает на поверхность важные документы. Этот процесс отображен в названии выставки, где использован термин из виноделия — ремонтаж. Так куратор связывает историю бывшего винного завода с его текущим статусом — Центр современного искусства — и обыгрывает его в экспозиции.
Выставка разделена на четыре ключевые части: эпохальные выставки, коллекция Фонда «Винзавод», стена Кирилла Кто и центральная часть — институциональный архив и библиотека. На выставке много архивных фото- и видеоматериалов, документация по реализованным проектам, книги, каталоги и избранные работы из коллекции Фонда.
Лаборатория вечного исследования
Смысловой и энергетический центр экспозиции — ротонда с экранами, отгороженная прозрачной пленкой. Здесь представлен институциональный архив в виде редких фото- и видеоматериалов многочисленных проектов, происходивших в ЦСИ «Винзавод».
Куратор разделила архив на 10 направлений: «Эпохальные выставки», «Новые имена», «Комикс как искусство», «Арт-рынок и горизонтальные связи», «Уличное искусство», «Образовательные программы», «Регионы + Международная деятельность», «Наука и искусство», «Видео как искусство», «Современная фотография Best of Russia». Для каждого направления отобраны материалы, которые показываются на экраны. Среднее время просмотра хроники — 15-20 минут.
Как говорит архитектор выставки Константин Ларин, центральный объект отгорожен специально — это создает единую структуру всей экспозиции, концентрирует энергию и добавляет объем, при этом учитывая контекст самого Цеха Красного. «Плазмы, которые там находятся, — часть одной большой инсталляции, где зритель получает знания по направлениям развития Винзавода. Белый цвет и подсветка — лаборатория, белый халат, стерильное пространство познания и получения информации о научной деятельности архива», — поясняет он.
В пространстве Цеха Красного расположены витрины с архивными материалами и экранами, посвященные институциональной поддержке арт-индустрии. Например, в одном из боксов представлены уцелевшие куски легендарного уличного проекта «Стена», который 10 лет строил связи между street art и профессиональным сообществом, а в другом боксе — уникальные каталоги фестиваля «КомМиссия», крупнейшего фестиваля рисованных историй в Европе.
«Боксы с подсветкой — это тоже капсулы времени и познания, которые стоят в пространстве общей лабораторной эстетики. Зритель подходит к этой светящейся парящей капсуле как к объекту притяжения. Они, как современный автомобиль, — стоят и светятся, а под стеклом мы разглядываем, что же там скрывается внутри», — рассказывает Константин Ларин.
«Дверь сделана добротно, живопись и графика — так себе». Эпохальные выставки
При входе на выставку посетителей встречает инсталляция «Комната отзывов» — оммаж масштабной ретроспективе Ильи и Эмилии Кабаковых в 2008 году. В ЦСИ «Винзавод» были представлены инсталляции «Жизнь мух», «Игра в теннис» и «Туалет». Отзывы посетителей этих выставок перенесены на стены комнаты, прорываясь сквозь время. Стилизованные под почерк в работах Кабакова, они создают коллективный персонаж, который выходит из творчества Кабакова и продолжает говорить.
Чтобы попасть в «Комнату», ее надо обойти, это также идея архитектора: «Цех Красного — это пространство познания, соответственно, зритель должен сам найти в себе силы вникнуть, заняться исследованием и самостоятельно обнаружить вход в витрину Кабакова».
На выставке представлены и новые произведения искусства. Первое — «Стопы» Дмитрия Гутова, которые были впервые показаны на эпохальной выставке «Верю» в 2007 году, с которой начинается отсчет истории ЦСИ «Винзавод». Гутов воссоздал фрагмент картины Андреа Мантенья «Мертвый Христос» и увеличил стопы до гигантских масштабов, показывая несоразмерность масштаба человека по отношению к вечному искусству.
Второе произведение — это текст Кирилла Кто про его путь в искусстве, который был связан с историей ЦСИ «Винзавод». И это гармонирует с противоположной стеной, где представлена коллекция Фонда Винзавод.
Коллекция Фонда
Собрание Фонда насчитывает более 250 работ современных художников. Для выставки куратор Ирина Горлова отобрала 20 произведений, основная часть которых — первые или даже дебютные работы известных сегодня художников. Они были представлены на выставках проектов «Старт» и Открытых студий Винзавода.
Исключением стали художники Георгий Кузнецов и Андрей Блохин из группы Recycle, чья работа «Без названия» была показана на выставке из цикла «Прощание с вечной молодостью» в 2017 году. В работе художники размышляют о будущем и о том, как новые технологии и масс-медиа стремительно меняют окружающий мир.
По словам Ларина, подсветка в витринах и ротонде связана с работой группы Recycle: «В работе есть свечение, оно дает глубину и таинственность, и прозрачная пленка в центральном объекте поддерживает это. Посетитель вступает в традиционную, привычную уже оппозицию: телевизор — зритель, телевизор на стене и зритель, стоящий возле этого телевизора, искусство — зритель — экран».
При входе на экспозицию обратите внимание на карту выставки и QR-код на стене, по которому также можно скачать карту и аудиогид.
Когда: 16 ноября 2024 — 19 января 2025, с 12:00 до 20:00
Где: Москва, ЦСИ «Винзавод», Цех Красного