Художники-шестидесятники: что такое второй русский авангард
Фото

vellum

История искусства

Культуролог, публицист, коллекционер русского искусства, основатель и идейный вдохновитель художественной галереи «Веллум», почетный академик РАХ

Сайт эксперта

Второй авангард был прямым потомком первого, хотя иногда не осознавал этого. Но сокровища авангарда первой волны накапливались людьми, искренне верящими в свои идеалы и готовыми на любые риски ради них. Конфликт академистов и авангардистов был продиктован необходимостью найти дорогу в прекрасный новый мир, не считаясь с угрозой уничтожения утвердившихся традиций и идеалов.

К середине ХХ века вместе с надеждами после великой Победы в умах ищущих людей назрел специфический кризис — кризис идей. появилась в необходимость в новой теории. Но, собранные в академиях, мыслители превращались в машину выхолащивания живой мысли, а Союз художников — в закоснелый механизм насаждения стереотипно истолкованного соцреализма.

Художники-шестидесятники: что такое второй русский авангард

Дмитрий Краснопевцев. «Трубка, спички, бутыль, стакан». Конец 1950-х. Картон, масло.32,5х34,5. Коллекция Дениса Химиляйне.

Фото

vellum

Художники-шестидесятники: что такое второй русский авангард

Владимир Яковлев. «Портрет ветра», 1959. Бумага, гуашь. Частная коллекция.

Фото

vellum

Любой новатор, любой авангардист — это в первую очередь художник, в котором зреет бунт против догм., любое новаторство, любой авангард, проповедовал новые концепции и формы. Во время фестиваля молодежи и студентов 1957 году молодые советские художники познакомились с работами европейских абстракционистов, а в 1959 году на американской выставке в «Сокольниках», где Яковлев и Зверев увидели абстракции Поллока и Ротко — учителями которых были русские гении авангарда начала ХХ века — авангард вернулся в «родную гавань».

Художники-шестидесятники: что такое второй русский авангард

Владимир Яковлев. «Цветок в вазе»? 1973. Бумага, гуашь. 69х49.

Фото

vellum

Зверев, увидев экспрессивные капли Поллока с криком: «Я тоже так могу!», бросился в пучину великого искусства. Художники-шестидесятники, продолжая художественные традиции начала ХХ века, которые были прерваны в тридцатые соцреализмом, оттолкнулись от стены авангарда начала ХХ века и создали свое новое, хорошо забытое старое.

Анатолий Тимофеевич Зверев — артист (от англ. аrtist) от искусства и самый настоящий позер. Представляемый как пьяница, дебошир и провокатор, который любыми подручными средствами создавал свои нетленные произведения. Начинал с оммажей на Василия Кандинского и Любовь Попову — яркие абстракции, но прославился женскими непревзойденными портретами, в которых экспрессивность и грубость питалась поэтикой серебряного века.

Художники-шестидесятники: что такое второй русский авангард

Анатолий Зверев. «Портрет голубоглазой блондинки», 1979. Картон, масло, процарапывание. 61х44, частная коллекция.

Фото

vellum

Художники-шестидесятники: что такое второй русский авангард

Анатолий Зверев. «Полнолуние», 1959. Бумага, масло. Коллекцияj Любови Агафоновой.

Фото

vellum

Близкий друг и сообщник Зверева в философских диалогах и загулах метафизик Дмитрий Плавинский абсолютно равноценно себя ощущал как в православной средневековой и деревенской, так и в мусульманской и языческой культурах. Мог прекрасно цитировать египетские иероглифы или математические формулы, в которых он разбирался.

Плавинский считал себя визионером и мог увидеть некое явление и процитировать его в своем произведении. Свой творческий метод художник называл «структурным символизмом». Главными темами его творчества были расцвет и гибель цивилизаций, время и судьбы людей, древние мифологии. Он работал в разных техниках, порой используя самые неожиданные материалы: песок, крупу, акриловые пасты.

Художники-шестидесятники: что такое второй русский авангард

Дмитрий Плавинский. «Маргелан. Капитель», 1967. Бумага, смешанная техника. 69х45,2. Частная коллекция.

Фото

vellum