Художники «Саратовской школы» в Музее русского импрессионизма
Павел Кузнецов. «В кошаре», 1912. Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург.
Фото
Музей русского импрессионизма

Спецпроект «Миражи» раскроет феномен Саратовской школы живописи, представители которой на рубеже XIX–XX веков пошли по особому пути и создали оригинальную художественную манеру: в противовес врубелевскому «демонизму» художники писали мир гармонии и покоя. В состав экспозиции войдут работы Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, Петра Уткина, Александра Карёва и других художников из провинциальных музеев и частных собраний.

Художники «Саратовской школы» в Музее русского импрессионизма
Павел Кузнецов. «Стрижка овец», 1914 год. Собрание Елены Лисиной и Александра Сапрыкина, Москва.
Фото
Музей русского импрессионизма

Для многих мастеров Саратовской школы город на Волге, где они получили первоначальное художественное образование, стал отправной точкой на профессиональном пути. А близость к речным просторам и бескрайним степям определила характерные черты их живописи: на картинах в серебристо-голубой гамме, словно миражи, появляются призрачные силуэты героев и предметов.

Художники «Саратовской школы» в Музее русского импрессионизма
Виктор Борисов-Мусатов. «Розы в стакане», 1902. Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых, Москва.
Фото
Музей русского импрессионизма

Влияние Саратовской школы живописи выходит далеко за пределы региона. Развивая идеи символизма, художники организовывали выставки Голубой розы и Золотого руна, оказавшие колоссальное влияние на русскую культуру начала XX века.

Художники «Саратовской школы» в Музее русского импрессионизма
Кузьма Петров-Водкин. «Фектя», 1916. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород.
Фото
Музей русского импрессионизма

В соседних залах музея откроется персональная выставка Александра Савинова (1881–1942) — «умиротворенного Врубеля», как называли его современники, и яркого представителя Саратовской школы живописи наряду с Виктором Борисовым-Мусатовым, Кузьмой Петровым-Водкиным и Павлом Кузнецовым. Любовь к классическому наследию Италии, тесная связь с Саратовом и Волгой сплелись в узнаваемом стиле художника — мастера масштабных картин-панно.

Художники «Саратовской школы» в Музее русского импрессионизма
Александр Савинов. «Автопортрет», 1902. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева.
Фото
Музей русского импрессионизма

Поверхность работ Александра Савинова напоминает ажурное полотно, наполненное призрачными силуэтами-миражами. Характерные для мастеров Саратовской школы черты преломляются сквозь призму классического искусства, с которым художник познакомился в Италии во время пенсионерской поездки в конце 1900-х годов.

Художники «Саратовской школы» в Музее русского импрессионизма
Александр Савинов. «В парке культуры», 1938 — 1942. Частное собрание, Санкт-Петербург.
Фото
Музей русского импрессионизма

Важная часть жизни основателя артистической династии Савиновых связана с педагогической деятельностью. За четверть века художник воспитал плеяду живописцев, таких как Давид Загоскин, Евгений Чарушин и Вячеслав Пакулин. Кроме того, мастер принимал активное участие в эвакуации экспонатов Эрмитажа в 1941 году.

Художники «Саратовской школы» в Музее русского импрессионизма
Александр Савинов. «Апельсиновые деревья», 1909. Государственная Третьяковская галерея.
Фото
Музей русского импрессионизма

На выставке будут представлены работы, характеризующие разные периоды творчества Александра Савинова: от ученических экспериментов до зрелых произведений из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева и других музеев России, а также редкие произведения из частных собраний.

Художники «Саратовской школы» в Музее русского импрессионизма
Александр Савинов. «Портрет Надежды Неслуховской». Частное собрание.
Фото
Музей русского импрессионизма

Когда: 21 октября 2022 — 22 января 2023

Где: Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т., 15 строение 11