Художница Евгения Дудникова — о снах, путешествиях и двойственности мира
Фото
@evgeniya_dudnikova_

Начало

Я бы сказала, что мой стиль — это фигуративная живопись, в которой есть элементы сюрреализма, шаманизма и аналитической психологии. Сказочность образов сложилась из языка притчи, который был мне знаком с детства из художественной, духовной и мифологической литературы, которую читали вслух мне родители, сестра, а потом и я сама.  Я думаю, мудрецы и писатели всего мира не просто так обращались к метафорическому языку, когда надо было говорить о чем-то, что сложно выразить в словах — об опыте, о чувствах, о сфере духовного.

Кочевники

Название выставки идет от одной из работ — «Повелительницы кочевников», но содержит в себе куда более общую идею внутренних путешествий. Кочевником может стать любой из нас, путешествуя вглубь себя и обратно — во внешний мир.

Сниматься с насиженных мест нас заставляет поиск смысла жизни, своей стаи, любви и ее истока. Так что в определенном смысле судьба кочевника — вопрос не выбора, а времени

Художница Евгения Дудникова — о снах, путешествиях и двойственности мира

Цвет

Как говорит физика, цвет — это ощущение, которое получает человек, при попадании в глаз светового луча. То есть цвет — это абстракция, причем индивидуальная для каждого человека. Цвет — это наше субъективное восприятие света, а свет — ключевое понятие, к которому я обращаюсь в своих работах.

Живописный язык, да и любой визуальный, накладывает свои ограничения, поэтому многое из того, что я изображаю — это некоторый ребус, который можно, но не обязательно разгадывать.

Работа с цветом в живописи натренировала мои глаза различать мельчайшие оттенки цвета в жизни, теперь даже в серых панельках я вижу, в первую очередь, красивые цветовые отношения, так что спасибо живописи, она в буквальном смысле расцветила мир вокруг меня.

Художница Евгения Дудникова — о снах, путешествиях и двойственности мира

Два мира: здесь и там

Я воспринимаю картины как окна в параллельный мир, но изображаю я лишь его кусочек, близкий непосредственно мне, через символы, цвет и персонажей. Кто-то чувствует с этими фрагментами другого мира и моими картинами родство, а кому-то они совсем не близки — это нормально.

Реальный мир в моем понимании — это следствие того, другого, нематериального мира, а не наоборот. В том мире возможно все, в этом все многообразие возможностей приходит в соответствие с ограничениями законов физики. Но даже несмотря на это, в моем понимании, радуга или электричество, явления физического мира, — самое настоящее чудо. В том мире начинаются истоки всех событий, вещей, мыслей, людей — в нашем же мире между всем этим многообразием разыгрываются взаимоотношения. 

Художница Евгения Дудникова — о снах, путешествиях и двойственности мира

Образы

Мне важны почти все образы, которые приходят ко мне — море, огонь, дом, звезды, птицы, индейцы. Каждый что-то значит лично для меня. 

Полеты — это про свободу, про то ощущение, когда можно оторваться от земли, от вещей, от тела. У кого есть крылья — тот любит других, не связывая при этом удушающей привязанностью. 

Ночь — время суток, когда форма теряет значение. На смену зрению приходит интуиция и древние животные инстинкты. Мы отчетливее ощущаем атмосферу мест — страх или уют — доверие к миру. Куст может быть волком, поле — озером, развалины — дворцом. Это превращает реальность в поле возможностей. Ночью мы видим космос, звезды, другие планеты. Дневные заботы уходят, и, глядя в ночное небо, мы снова вспоминаем о всей странной непонятности мира, который мы изучаем но не понимаем. Ночь — время снов, самых настоящих путешествий в другие миры. 

Лошади на моих холстах  — существа, которые живут на два мира, свободно перемещаясь из одного в другой, более того — большей своей частью они всегда находятся там, а меньшей — здесь. Они видят незримый мир духов так же отчетливо, как мы видим материальный, и если захотят — могут стать проводниками.

Путешествия — это знакомство с новыми местами, людьми, ситуациями — это всегда меняет нас. Уезжал один человек, вернулся другой. Путешествие — это жизнь в миниатюре.

Я жила на природе большую часть жизни, так что цветы и растения окружали меня очень тесно. Я играла с еловой смолой, пела песни винограду, с семьей мы собирали сосновые шишки на варенье. Трудно представить, какую роль играют растения в нашей жизни, однако понять их еще труднее, чем животных. Они почти полностью там и совсем небольшой частью здесь. Так что в моих работах цветы и растения — это элемент гармонии.

Художница Евгения Дудникова — о снах, путешествиях и двойственности мира

Симметрия и двойственность

Симметрия — базовый закон мира, как мира бесконечно малых величин, так и мира бесконечно огромных — мира фундаментальных частиц и мира вселенной. Симметрия не полная, но нарушенная вызывает перекос сил и запускает движение, развитие.

Может быть, в нашем стремлении к внутренней гармонии — попытка восстановления абсолютной симметрии сил и схлопыванию обратно, в точку, откуда все началось? 

Что до двойственности — мы живем в мире где все друг другу противопоставляется. Это сложно, но это отличное пространство для развития души.  

Словарь интерпретаций

Я бы сказала, что такой словарь есть у меня в голове, но еще не ко всем понятиям я нашла определения. Образы как мысли — приходят откуда-то и иногда только через несколько лет становится видна связь между деталью и событием или чувством из жизни. Что такое вода или море на картинах я уже знаю, а вот, например, найденные перья — пока нет, хотя сюжет этот мне также часто снится. В целом, я думаю, на картинах важнее состояние, чем дословно переведенный сюжет. 

Художница Евгения Дудникова — о снах, путешествиях и двойственности мира

Первая персональная выставка

По моим ощущениям, эта персональная выставка происходит в нужное время. Мне есть что сказать и показать, хочется подвести итог. И с днем рождения совпало, символично. Раньше меня полностью устраивали групповые проекты, резиденции, но сейчас захотелось высказаться сольно. Дальнейшие планы —  отдохнуть, съездить в путешествие и дать себе время прожить пустоту, которая остается после реализации большого проекта. А там посмотрим!

Выставка «Кочевники» проходит с 10 декабря 2021 по 30 января 2022, галерея JART, Art Residence, 3-я ул. Ямского Поля, 9, A115.