В «Музее русского импрессионизма» открылась выставка «Выбор Добычиной», на которой представлены работы Наталии Гончаровой, Ильи Машкова, Петра Кончаловского и других художников. Сегодня экспозиции с картинами этих мастеров вызывают настоящий ажиотаж у публики, тогда как в начале творческого пути этих художников «официальные» площадки отказывались демонстрировать их произведения, встречая их с удивлением, а порой даже с негодованием.

Спасением для молодых художников стали независимые галереи, одна из которых — Художественное бюро, основанное Надеждой Добычиной в 1911 году в Санкт-Петербурге. Именно там прошли первые крупные показы Василия Кандинского, Марка Шагала, Юрия Анненкова и др. Рассказываем о знаковых выставках бюро, с которых началась творческая карьера ярких мастеров начала XX века.

Художественное бюро Надежды Добычиной: первые выставки известных художников
Анна Остроумова-Лебедева. «Крюков канал», 1912. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Фото
архивы пресс-служб

Анна Остроумова-Лебедева. «Выставка графических искусств»

«Хотелось бы приветствовать эту выставку за то, что она выставка графики». Один из ранних проектов Бюро был настоящим кураторским экспериментом, ведь в начале XX века рисунки и гравюры показывали только на сборных экспозициях в дополнение к живописным работам.  Добычина же впервые выделила графику как отдельный самостоятельный вид искусства.

Главной героиней  выставки стала Анна Остроумова-Лебедева — в самом большом центральном зале демонстрировалось более 60 ее гравюр, созданных в течение 15 лет. Бенефис художницы — практически персональная выставка — подчеркивала заставка каталога с изображением вывески Художественного бюро Н. Е. Добычиной, над которой работала Анна Петровна. В газетах активно восхваляли представленные работы: «Смело можно сказать, что она является одной из самых лучших выразительниц тонкой прелести и поэзии Петербурга, обусловленных дожившей до наших дней его стариной», — писал критик Ростиславов.

Художественное бюро Надежды Добычиной: первые выставки известных художников
Анна Остроумова-Лебедева. «Нева сквозь колонны Биржи», 1908. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Фото
пресс-служба музея

Наталия Гончарова. «Выставка картин Наталии Сергеевны Гончаровой», 1900–1913

Персональная экспозиция Наталии Гончаровой — одна из самых громких выставок Бюро и по совместительству первый показ работ художницы в столице. Несмотря на то, что представленные произведения ранее уже демонстрировались в Москве, именно петербургская выставка вызвала ажиотаж у критиков и зрителей: одни восхваляли Гончарову, другие негодовали.

Художественное бюро Надежды Добычиной: первые выставки известных художников
Наталия Гончарова. «Богоматерь на престоле с предстоящими», 1910. Государственная Третьяковская галерея.
Фото
пресс-служба музея

На следующий день после вернисажа в газете «Петербургский листок» была опубликована статья «Футуризм и кощунство», автор которой был крайне возмущен увиденными картинами и требовал их немедленного снятия с выставки. Действительно, по требованию администрации 12 работ были временно изъяты из экспозиции.

Эта выставка стала своеобразным подведением итогов русского периода творчества художницы. Уже весной 1914 года она вместе с Михаилом Ларионовым уехала в Париж и больше не возвращалась в Россию.

Художественное бюро Надежды Добычиной: первые выставки известных художников
Наталия Гончарова. «Бабы с граблями», 1909. Серпуховский историко-художественный музей.
Фото
пресс-служба музея

Марк Шагал. «Выставка современной русской живописи»

Две «Выставки современной русской живописи» демонстрировали различные течения авангардной живописи: от умеренных до радикальных. Первая выставка насчитывала 375 экспонатов и стала своего рода бенефисом двух друзей-единомышленников Ильи Машкова и Петра Кончаловского, работы которых заняли два больших зала.

По соседству с известными мастерами в третьей комнате расположилось более 60 работ Марка Шагала из витебской серии. Об этом художнике столичная публика узнала впервые именно на выставке Бюро. Тогда же в газетах писали: «В третьей комнате усажен некий Марк Шагал <…> Ряд сплошных нелепостей: летающие в комнатах по воздуху безрукие люди всевоз- можных цветов, соответствующие аксессуары».

Художественное бюро Надежды Добычиной: первые выставки известных художников
Марк Шагал. «Аптека в Витебске», 1914. Частное собрание, Москва.
Фото
пресс-служба музея

Абрам Маневич. «Выставка картин и этюдов А. А. Маневича», 1916

В январе 1916 года цикл персональных экспозиций в Бюро продолжила выставка работ Абрама Маневича — на ней было собрано около ста картин мастера. Имя неизвестного прежде в Петрограде художника привлекло внимание публики: рецензии о выставке активно появлялись в прессе, посещаемость составила около 2 000 человек, а ряд произведений был приобретен музеями и частными коллекционерами. «Своеобразная манера Маневича, совершенно самобытно передающего природу, служит предметом оживленных толков. На вернисаже и в первый день открытия присутствовал почти весь художественный Петроград», — писали в газете «Речь».

Художественное бюро Надежды Добычиной: первые выставки известных художников
Абрам Маневич. «Париж. В парке Монсури», 1910-е. Государственный Русский музей.
Фото
архивы пресс-служб

Выставка Николая Кульбина, 1918

Одной из последних выставок Художественного бюро стала посмертная выставка Николая Кульбина в 1918 году. Символично, что именно этот мастер в свое время ввел Надежду Добычину в мир искусства: до открытия Бюро она несколько лет работала секретарем выставок, организованных Кульбиным в конце 1900-х годов.

Эта экспозиция стала неким подведением творческих итогов жизни художника: в залах Художественного бюро в хронологическом порядке демонстрировалось 278 его работ, среди которых были выделены в отдельные группы театральные рисунки и портретная галерея его современников — интеллигенции Петербурга.

На рубеже 1900–1910-х годов Кульбин сыграл важную роль в консолидации сил и становлении петербургского авангарда, был одним из лидеров русского футуризма: он был был близким другом художников-авангардистов, о нем писали как о «…ярчайшем представителе богемы». Так, персональная выставка Кульбина стала одним из ярких завершительных аккордов в деятельности Художественного бюро.

Художественное бюро Надежды Добычиной: первые выставки известных художников
Николай Кульбин. «Красная карусель», 1916. Собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург.
Фото
архивы пресс-служб

Когда: до 24 сентября 2023 года

Где: Ленинградский пр-т., 15 строение 11