Григорий Орехов, художник
Про опыт работы в открытом пространстве
У меня большой опыт работы с открытым пространством, ведь изначально я скульптор. Но законы в лэнд-арте, конечно, отличаются: главными действующими лицами здесь становятся природа и ландшафт.
Про любимые лэнд-арт инсталляции
Пожалуй, моя любимая работа — это Te Tuhirangi Contour Ричарда Серра (Richard Serra) в парке скульптур в Новой Зеландии и Another Place на пляже в Ливерпуле Энтони Громли (Antony Gormley). Как правило, все работы в этом направлении необычные. Но, наверное, самая необычная и прекрасная работа — это розовые острова Христо (Сhristo) и Жан-Клод.
Про достоинства и недостатки лэнд-арта
На мой взгляд, у лэнд-арта нет недостатков, так как он стремится отразить масштаб и величие природы.
Арт-группа «Художественное уединение»
Ирина Корина, Ольга Петруненко, группа «Обледенение архитекторов», дуэт «ЕлиКука»
Про опыт работы в открытом пространстве
В открытом пространстве вместе мы работали четыре раза: в лесу, на винограднике, в гольф-клубе и снова в лесу. По опыту, лучше всего в винограднике — там тепло и относительно недорогой алкоголь.
Про любимые лэнд-арт инсталляции
Таких много. Например, парк по проекту Александра Бродского в усадьбе Веретьево. Это очень полезная инсталляция: она позволяет ходить по болоту и не проваливаться.
Еще — акция «Заяц» в северном Пьемонте группы «Желатин»: на вершине холма Коллетто-Фава расположен 60-метровый заяц, похожий на плюшевую игрушку. Из совсем нового — работа художника Ивана Волкова на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Прекрасен лэнд-арт эпохи Ренессанса в Италии в городке Бомарцо — «Сакро Боско», или «Парк монстров», всего в часе езды от Рима.
Самую необычную арт-инсталляцию мы пока ещё не видели. Как правило, все новое, что делается, со второго раза сразу становится довольно обычно. Конечно, впечатляет по масштабам техногенный лэнд-арт, где лэнд-арт, скорее, побочный эффект, например котлован по добыче магнезита в Сатке или алмазный рудник в городе Мирный. Очень нравятся московские сугробы.
Про достоинства и недостатки лэнд-арта
В целом стиль удобный, комфортабельный, даже, можем сказать, фешенебельный. Гонорары приличные, публика интеллигентная: олигархи, коллекционеры, грибники. Но есть и недостатки — далеко ездить на работу, например. Так же еще и дожди случаются, ураганы. Или иной раз как вдарит мороз — тут и конец лэнд-арту.
Алексей Лука
Про опыт работы в открытом пространстве
Моя основная работа с открытым пространством –– дом-антресоль. Это жилой арт-объект, который находится в арт-парке Никола-Ленивец. В основном я работаю в городской среде, поэтому в Парке Малевича для меня было интересно сделать работу, которая органично вписывалась бы в окружающий ландшафт.
Про самые необычные лэнд-арт инсталляции
Выделить несколько инсталляций очень тяжело. Если мы говорим об открытых природных ландшафтах, для меня это работы Христо, Уго Рондиноне (Ugo Rondinone), Николая Полисского.
Про достоинства и недостатки лэнд-арта
Достоинств очень много. Например, разнообразие ландшафтов и большие возможности реализации проектов. Важно, чтобы работа была неразрывно связана с природным ландшафтом, гармонично дополняла его и наоборот. Не уверен, что есть недостатки, но из сложностей точно можно выделить следующие: это трудоемкость и объем работы.
Александр Корытов, галерея JART
Про опыт работы в открытом пространстве
Работа с паблик-артом и лэнд-артом являются важной частью ДНК галереи. Наш проект «Ча Ща. Выставка в лесах» был реализован в лесу курорта Пирогово и рассказывал о пандемийном уходе художников «в леса», в новые пространства высказываний с интеллектуальной игрой смыслами и новыми поведенческими кодами. Мы придумали эту выставку в формате часового арт-трекинга по лесу с аудиогидом. Некоторые работы из этого проекта находятся сейчас в коллекции Центра современного искусства «Сияние», установлены в парке «Зарядье» или Парке Малевича.
В качестве долгосрочной стратегии для Парка Малевич мы предложили проект музея монументальной скульптуры художников-нонконформистов, в качестве куратора пригласили Андрея Ерофеева. Нас вдохновляет возможность сделать первый в России скульптурный парк с произведениями крупных мастеров: Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Эрика Булатова, Комара и Меламида, Гриши Брускина, Александра Косолапова, Бориса Орлова и многих других участников неофициального движения 1960-70-х годов широко представленных в музейных собраниях России и мира.
Про самые необычные лэнд-арт инсталляции
Из мировых примеров вдохновляет скульптурный парк Hakone Open Air Museum — масштабный музей скульптуры под открытым небом, у подножия горы Фудзи, недалеко от Токио. Именно здесь вы можете посмотреть работы Огюста Родена, Константина Бранкузи, Генри Мура, Пабло Пикассо, Александра Колдера.
Самая любимая работа — инсталляция Павла Пепперштейна под названием «Мебель в лесу», которую мы построили в чаще. Проект давал невероятный опыт чтения фондов мировой литературы в импровизированной библиотеке под грибом-мухомором в окружении дико уютных чешских кресел и книжных шкафов 70-х годов.