В 1839 году творческий мир был «взорван». На заседании Парижской академии наук Луи Жак Манде Дагер представил миру свое изобретение — дагерротип. Это событие было эпохальным в мире искусства: техническое устройство впервые стало соавтором произведения.
Инновация бросила вызов общепринятым представлениям о живописи как единственной форме искусства и привела к появлению новых художественных движений.
Немного из истории фотографии
Живопись XVI–XIX веков подчинялась идеалу вневременной красоты, анатомическая точность имела принципиальное значение. Каноны и классические образцы искусства играли ведущую роль.
С изобретением фотоаппарата понятие «вневременный идеал красоты» осталось в прошлом. Фотография с невероятной графической точностью копировала изображение окружающей действительности и тем самым ставила под сомнение принципы традиционной академической живописи.
Художники того времени к появлению фотоаппарата отнеслись неоднозначно. Одни были искренне возмущены, потому что считали что фотография обесценила произведения искусств и художественное мастерство, которому необходимо учиться несколько лет. До изобретения фотоаппарата портретная живопись была доступна только аристократам и очень состоятельным людям. Теперь изображения стали доступны широким слоям населения.
Другие пользовались фотоаппаратами, но открыто не демонстрировали. Так, Моне (Claude Monet) с раздражением отреагировал на предположение о том, что при написании одной из своих известных картин с Темзой он использовал снимок парламента. При этом у художника было четыре камеры.
Были и те, кто сразу с энтузиазмом воспринял изобретение фотоаппарата. Одним из самых ярких сторонников был Эдгар Дега. Художник активно осваивал новый вид искусства, коллекционировал снимки и в своих работах использовал приемы, свойственные фотографии. Например, он обратил внимание на иной способ компоновки фигур в пространстве картины, и на серии полотен с балеринами использовал метод «кадрирования», что создало эффект случайного кадра.
Что фотография дала искусству?
Фотоискусство оказало сильное влияние на традиционную живопись: художники начали использовать фотоснимки вместо рукотворных этюдов, переняли технические приемы и методы, а главное — это стало предпосылкой к появлению абсолютно новых направлений искусства. Поговорим об этом подробнее.
Искусство и повседневная жизнь
Фотография обратила внимание общества на быстротечность момента и его значимость. Вслед за фотографами художники стали уделять внимание сценам повседневной жизни, городскому пространству и «силе момента», начали изображать в своих работах отдыхающих в парке, прогулки на лодках, людей в ресторанах и другие сцены бытовой жизни.
Прикладные навыки
Снимки американского художника и фотографа Эдварда Мейбриджа дали возможность детально изучить механику движения людей и животных. Ему удалось сделать покадровую съемку галопирующей лошади. Эти знания активно использовали в своих работах кубисты и футуристы начала XX века, стараясь изобразить объект одновременно с разных сторон.
Появление новых течений искусства
Самое главное изменение традиционной живописи состояло в том, что теперь художникам не нужно было копировать реальность в точности, и они обратили свое внимание на иные аспекты видения окружающего мира: поменяли оптику восприятия, начали смело экспериментировать с цветом и светом. Это стало толчком к появлению импрессионизма. Мунк, Ван Гог и другие импрессионисты рассматривали реализм как работу фотографа, а цель настоящего художника, по их мнению, состояла в том, чтобы найти способ выйти за пределы реализма — сделать то, на что камеры не способны.
Пабло Пикассо говорил: «К чему размножать реальность, если с этим прекрасно справится фотообъектив?».
Отсутствие необходимости передавать внешнее сходство позволило художникам упрощать объекты, искажать их форму и рассекать на геометрические плоскости.
Исторические и технические перемены начала XX века усилили эту тенденцию и нашли отражение в искусстве — появилось еще несколько новых направлений: футуризм, экспрессионизм, дадаизм, в которых внимание было сконцентрировано на передаче состояния, настроения и эмоций, а не на реальной картинке. В 1940-х и 1950-х годах прошлого века Джексон Поллок (Jackson Pollock), Роберт Мазервелл и другие абстрактные экспрессионисты довели эту тенденцию до такой степени, что живопись разорвала связь с представлениями физического мира.
Как пишет об этом явлении в своей книге «Непонятное искусство» Уилл Гомперц: «Можно сказать, что каждое следующее поколение художников жертвовало все новой визуальной информацией в попытке ухватить атмосферу (импрессионизм), усилить эмоциональное воздействие цвета (фовизм) или рассмотреть предмет с различных сторон одновременно (кубизм)».
Во второй половине XX века отношение к реальному миру в живописи поменялось — интерес к повседневным объектам вернулся, но восприятие стало иным. Хороший пример работы Энди Уорхола (Andy Warhol), который выбрал темой своего творчества общество потребления и повторял один и тот же образ на картине. Умышленным однообразием одних и тех же предметов Уорхол бросил вызов общественному суждению о том, что искусство должно быть оригинальным. Одинаковость изображений противоречила традиции рынка, который ставил финансовую и художественную ценность картины в зависимость от ее уникальности.
Фотография XXI века и современное искусство
Сегодня современное искусство представлено различными направлениями: от абстракционизма до стрит-арта. Фотография в искусстве занимает отдельную нишу. Наравне с картинами фотоснимки продаются на мировых аукционах за миллионы долларов, при этом фотоискусство перестало быть уделом профессионалов, как в середине XIX века. В наши дни фотографии могут делать все, у кого есть смартфоны с камерами, а для показа своих работ всему миру достаточно доступа в интернет и аккаунта в социальных сетях.
Представляет ли это угрозу для современной живописи? Ответить на этот вопрос сложно, потому что искусство, как показывает история, должно пройти проверку временем.
При этом с уверенностью можно говорить о том, что сегодня очень быстрыми темпами развиваются авангардные направления. Все больше людей обращают свое внимание на произведения современного искусства, передающие дух, динамику нашего времени, эмоции и самое главное — идеи. А авангардисты в качестве некоторого исходного материала для реализации художественных замыслов часто используют фотографии. Например, питерский художник Вадим Бо во время прогулок по городу фотографирует фрагменты фасадов зданий, бетон, штукатурку, камень и после этого воспроизводит очень похожие фактуры на своих холстах с помощью кисти и масла. Сергей Брюханов — художник, обладающий тонким чувством цвета, настоящий колорист, делает фотографии в путешествиях, а после с помощью техники коллажа он особым образом наслаивает фрагменты тонкой бумаги на распечатанное фото до тех пор, пока пейзаж не превратится в полную абстракцию — такой коллаж становится эскизом к большой работе на холсте. Таким образом получаются произведения на стыке разных видов искусств.
Текст: Мария Горбунова, художник, куратор онлайн-галереи современного искусства SMART, www.gallerysmart.ru; Анна Гладских, pr-менеджер галереи SMART