За последний месяц наша жизнь изменилась до неузнаваемости. Пока все привыкают к тому, что искусство, спорт, гастрономия теперь доступны только в онлайн-формате, вместе с Музеем русского импрессионизма мы подготовили гид по творчеству Юрия Анненкова. Выставка «Революция за дверью», посвященная творчеству художника, во время закрытия музея продолжается онлайн.
Помимо этого гида, на YouTube-канале Музея можно найти авторскую экскурсию директора Юлии Петровой по основной экспозиции и записи лекций, которые откроют для вас увлекательные истории, например, о том, как импрессионисты повлияли на моду.
Портрет А. М. Горького. 1920 год
Наибольшую популярность Юрий Анненков получил как портретист, создавший хрестоматийные портреты современников — представителей русской культуры. Остановимся на образе Максима Горького.
Одним из приемов Юрия Анненкова, который, в частности, можно увидеть в этой работе, является контраст черного и белого пятна. Правая часть лица писателя как будто осталась незаконченной. Каждая деталь в портретах мастера не случайна, они раскрывают черты характера и личности модели. Так, фигуры в толпе с надписью «Р.С.Ф.С.Р. Да здрав…» напоминают о том, что Горький был пролетарским писателем и пользовался большим доверием у большевиков и лично Ленина. Китайская ваза и фигурка Будды символизируют увлечение Горького коллекционированием.
На фоне же виднеется урбанистический пейзаж: возрастающие многоэтажные дома, подъемные краны, которые теснят крошечные церквушки. Они являются аллегорией строительства нового будущего.
У лампы. 1909 год
Работа «У лампы» написана 18-летним Юрием Анненковым в последний год учебы в частной петербургской гимназии. На ней запечатлен образ старшей сестры художника — Надежды. Это одна из немногих сохранившихся ранних работ художника, пастель в импрессионистической манере. В начале творческого пути Анненкова не обошло увлечение новой французской живописью. Он отходит от традиций русской реалистической школы, и мы видим звучность цвета, усиленную игрой света и тени.
Портрет М. М. Соколовской. 1921 год
Марию (Мэри) Соколовскую художник называл «красавицей-петербуржанкой». Анненков и писатель Евгений Замятин были влюблены в нее. Девушка была хорошо известна в кругах петербургских коллекционеров как собиратель редких и необычных по оформлению изданий русской и французской поэзии.
Портрет выполнен в 1921 году и подтверждает виртуозную технику Юрия Анненкова как рисовальщика. Он работает с привычной тушью, но в этой работе использует цвет. Таким образом, композиция выстраивается за счет контраста кубофутуристических объемов на фоне и реалистично прорисованной фигуры модели на переднем плане.
Абстрактная композиция. 1950–1960-е годы
В послевоенный период художник радикально изменяет направление своей живописи и увлекается идеями абстрактного искусства. Метод абстрактного экспрессионизма доминирует в творчестве Юрия Анненкова до конца его жизни. Данная композиция выполнена в технике ассамбляжа: художник сочетает живописный фон с разнообразными объемными элементами, такими как пробки, ветки, деревянные бруски, металлические детали, веревки.
Абстрактные работы Юрия Анненкова вызывали неоднозначную реакцию современников, особенно тех, кто хорошо знал его творчество русского периода.