До 27 ноября в «Зарядье» можно увидеть работы выпускников 14 топовых художественных вузов Москвы. Это самый масштабный смотр молодого искусства: от живописи, графики, керамики и книжной иллюстрации до фотографии, инсталляции и видеоарта. В числе участников — талантливые выпускники ВГИКа, Школы Родченко, МХАТа, ИСИ, МГАХИ им. В. И. Сурикова, Школы дизайна НИУ ВШЭ и других арт-вузов. А пока к выпускникам присматриваются галеристы, мы поговорили с ректорами четырех крупных столичных творческих вузов и задали им 10 вопросов

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Оксана Рейман. «Выход во вход. Лабиринт из геометрических фигур», оргстекло.
Фото
dzubakirill.com
Анатолий Александрович Любавин
Анатолий Александрович Любавин
Искусство

Вице-президент Российской академии художеств. Ректор Московского государственного академического института им. В. И. Сурикова

Личный сайт

Как меняется образование творческих профессий?

В Москве открываются все больше возможностей для обучения творческим профессиям. Это становится доступно и, на мой взгляд, очень популярно. Но как и в любом деле есть уровень профессиональный, а есть любительский.

Какой конкурс? Сложно ли удержаться после поступления?

В Суриковский институт в этом году конкурс был в два раза выше, чем обычно. Это свидетельствует, опять таки, о возрастающем интересе к художественному образованию. Я хочу подчеркнуть, что для достижения результата необходимо много работать. Профессионализм в нашем деле — это результат реального опыта, то есть  практики. Соответственно, чем глубже студент вовлечен в процесс, тем больше он получает навыков и лучше развивается.

Какое направление наиболее популярно?

В этом году самый большой конкурс был на факультет Графики, но и Живопись сохранила звание популярного направления (это самый большой факультет). Студенты, обучающиеся на Графике, изучают множество разных техник, как ручных, так и печатных, как живописных, так графических. Это — офорт, литография, шелкография, гравюра. Они также знакомится с акварелью, темперой, акрилом, маслом, различными материалами для работы на бумаге и холсте. Тем самым наши студенты овладевают широким спектром инструментов, которыми они потом могут свободно пользоваться и улучшать собственный творческий метод. Также мы вводим в обучение техники видео и практики современного искусства.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Фото
dzubakirill.com

Кто/какой он, художник будущего?

Художник будущего — это такой же художник как и Леонардо да Винчи. Он  изобретатель. Однако здесь стоит выделить один очень важный момент, который заключается в том, что наша профессия связана с не только с технологиями. Так, я не считаю что художник будущего — это только digital-художник, ведь художник — это человек с особым образом мыслей. Он применяет нестандартные подходы и ищет новые способы выражения идей, визуальные и концептуальные методы. Например, сколько не говорили о смерти живописи, она не только не умерла, а переживает свой ренессанс.

Какое будущее ждет выпускника? Какие перспективы и возможности?

Поскольку образование в Суриковском носит фундаментальный характер, перед нашими выпускниками открываются сотни возможностей. Одним из преимуществ наших программ является овладение техниками рисования, которые молодые специалисты могут применить в личной творческой практике и развивать собственную карьеру, выставляться в галереях и музеях. Также они могут преподавать, либо работать в смежных профессиях — от иллюстратора детских книг,  до художника видеоигр. Главное понимать собственные желания и двигаться в этом направлении.

Был ли ранее опыт участия выпускников в похожих проектах/выставках?

Мне кажется, что впервые столько разных вузов, традиционных и экспериментальных, смогли представить результаты своей работы на одной площадке. Ранее подобные выставки открывались на Винзаводе, но в числе их авторов не были представлены студенты и выпускники из Суриковского, Строгановки или Глазуновки. Хотя не могу не заметить, что на последней Cosmoscow были экспонированы работы выпускников этих трех институций. Художники с нашим дипломом часто оказываются среди участников больших групповых выставок. Наши выпускники продолжают обучение в Свободных мастерских ММСИ, ИСИ или Школе Родченко. Я, кстати, не считаю, что это происходит потому, что они что-то у нас недополучили, ведь сегодня наблюдается тенденция постоянного дополнительного образования. К нам, например, на ДПО поступают люди абсолютно разных профессий, иногда совершенно не связанных с творчеством. После трехлетней программы иногда они даже меняют свою специальность. Бывает и так, что после этого студенты вновь идут учится, но уже в новую образовательную сферу. И мне трудно сказать, хорошо это или плохо. Поль Гоген тоже сначала работал юристом.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Светлана Чимитдоржина (Институт имени В. И. Сурикова). «Да». Холст, масло.
Фото
dzubakirill.com

Назовите 5 новых креативных профессий будущего

Интересный вопрос! Я решил вбить его в Google, и вот что получил: «Куратор креативного творчества», «Специалист, который сможет собрать арт-группы для реализации конкретного проекта», «Тренер творческих состояний», «Личный тьютор по эстетическому развитию», «Science-художник», «Арт-оценщик».

Происходит расширение границ искусства и размытие его критериев. Так, произведения в жанрах «перфоманс», «инсталляция» или «хэппенинг» нарушают привычные законы и не вписываются в установленные ранее конвенции. Какое искусство ждет нас в будущем?

Хеппенинг и перформанс появились не вчера и уже успели встать в один ряд с традиционными инструментами выразительности. Наблюдая за современными авторами, не могу сказать, что новые жанры побеждают традиционные. Скорее они постепенно становится одной из установленных практик для художника. Вообще, по моему мнению, самое интересное искусство рождается, когда ты нарушаешь правила, однако надо, конечно, знать что, нарушать. В будущем нас ждет новое искусство, которое отразит наше время — какое оно будет мне и самому страшно любопытно.

Конкуренция рождает новые арт-формы. Так ли это?

Конечно, да. Конкуренция важна в любой профессии, и наша не исключение. Я часто говорю студентам, что самое главное в образовании — это совместное обучение, а конкуренция — это один из его видов. Конкуренция всегда существовала в нашей среде. Она, как и в спорте, рождает искру, стремление, энергию. Это двигает вперед и развивает профессию.

Сейчас необязательно долго изучать теорию, чтобы создать нечто революционное в современном арт-пространстве. То есть творческое самовыражение стало доступнее? 

Да вообще, нет ничего обязательного. Можно обойтись и без знания теории, и без умения рисовать, и без многолетней учебы… Но так ли это на самом деле? Чтобы создать нечто революционное надо как минимум понимать что же оно такое.  Также хочется отметить, что профессию художника порой наделяют заблуждениями и мифами, что самое главное стремление — это что-то открыть, произвести революцию и так далее. Зачастую эти открытия — это часть процесса, а не самоцель. Опять же обратимся к истории искусств, которую, как говорят, «не нужно знать». Художественный процесс — это не вдохновение и не муза, это — постоянная работа.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Лиля Баронова (Институт имени В. И. Сурикова). «Пространство текста», холст, акрил, ткань, шелкография, AR.
Фото
dzubakirill.com

Art + science + technology: сближение искусства и науки позволяет использовать новые методы создания произведений. Учат ли этому в вашем вузе?

Позволяет, да. Не могу сказать что мы этому учим, но некоторые студенты обращаются к подобным практикам. У нас даже была идея сделать коллаборацию с другим вузом, соединить художников с учеными, думаю что она вполне возможна и могут получиться интересные проекты. 


Валерий Савельевич Белгородский
Валерий Савельевич Белгородский
Искусство

Ректор Российского Государственного Университета им. Косыгина А.Н. (Технологии. Дизайн. Искусство)

Личный сайт

Как меняется образование творческих профессий?

Образование в творческих профессиях, как и во многих других областях, продолжает активно цифровизироваться. Важным этапом становится интеграция виртуальной и дополненной реальности как в сам образовательный процесс, так и в сферы деятельности молодых специалистов. Важной задачей в образовании является поиск идеального соотношения академических основ и новых тенденций. Изменяется ритм и темп образования, самообразование становится более гибким. Появляются новые инструменты и возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории для каждого студента, что крайне важно в творческой среде, где необходимо раскрыть каждую личность как автора и творца.

Какой конкурс? Сложно удержаться после поступления?

Наблюдается тенденция, что с каждым годом конкурс повышается. Можно условно сказать, что в зависимости от конкретного творческого направления конкурс варьируется в диапазоне 15-40 человек на место. Абитуриенты, которые успешно прошли вступительные испытания и поступили к нам, стремятся получить максимум от учебного процесса, как в рамках занятий, так и в рамках прочих проектов, конкурсов. Поэтому можно сказать, что даже при возникновении сложностей студенты успешно их преодолевают и проходят весь путь до конца. Бывает так, что кто-то вместе с профессорско-преподавательским составом в процессе обучения понимает, что он хочет заниматься чем-то другим, и переходит на другое направление или перепоступает в другой институт в рамках Университета Косыгина (их у нас 11, есть, из чего выбирать). Но это единичные случаи, которые имеют место в абсолютно любом вузе.

Какое направление наиболее популярно?

Среди творческих направлений нашего вуза наиболее популярные направления — Дизайн и Искусство костюма и моды. Следует отметить, что внутри направлений также существуют более популярные профили и свой конкурс на них. В Институте Искусств представлены профили Искусства костюма и моды, Диджитал-арта, цифровой моды и компьютерных технологий в современном искусстве, Арт-проектирования авторского костюма и текстиля, Фотоискусства и диджитал графики, Ювелирного искусства и декоративного металла, Реставрации и экспертизы антиквариата, Декоративного текстиля и аксессуаров костюма. В Институте Дизайна — дизайна костюма и аксессуаров, дизайна среды, графического дизайна, промышленного дизайна.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Татьяна Потоцкая (Государственного Университета им. Косыгина А.Н.). «Invisible».
Фото
dzubakirill.com

Кто/какой он, художник будущего?

Художник будущего — это наш студент, который как и любой художник,  — смелый, умеющий экспериментировать и понимающий, что, для чего и для кого он создает. При этом он знает и понимает не только историю и теорию искусства, но и в целом имеет широкий кругозор, а также активно использует новые технологии в собственной деятельности и легко адаптируется к новому. Мне кажется, художник будущего должен уметь не только существовать в цифровом пространстве, но и иметь связь с реальностью. Для художника будущего важны коммуникации, потому что важна междисциплинарность и возможность создавать совместные проекты, получать и делиться навыками. Кроме того, сейчас мало уметь создавать, надо еще уметь и преподносить то, что ты создал; для этого нужно либо успевать делать и контролировать все самостоятельно, либо окружить себя комьюнити единомышленников и помощников.

Какое будущее ждет выпускника? Какие перспективы и возможности?

За нашу более чем вековую историю мы выпустили Вячеслава Михайловича Зайцева, Валентина Юдашкина, Дениса Симачева, Андрея Бартенева. Мы сохранили преемственность и чтим традиции. Например, открываем Национальный Центр Дизайна Костюма (НЦДК), где молодые художники-модельеры смогут работать в лабораториях, как в виртуальной реальности, так и в физической. 

Наши выпускники работают по профессии в дизайн-бюро, модных брендах, журналах, а также в кино-театральной сфере, некоторые предпочитают работать на фрилансе, имея возможность выполнять самые разнообразные проекты. Наиболее активные основывают собственные марки, при этом порой студенты-выпускники объединяются друг с другом.

Был ли ранее опыт участия выпускников в похожих проектах/выставках?

Наш Университет является организатором международных конкурсов и выставок: Точка RU, Fashion Look, Shoes Style; в частности, Институт Искусств ежегодно является организатором международной выставки «Учителя и Ученики», на которой свои работы представляют преподаватели и их студенты не только из нашего университета, но и из МГХПА имени Строганова, ВГИК и международного художественного фонда. Однако на выставке не выделяются в отдельную категорию выпускные работы. 

На Московской Неделе моды мы были единственным профильным университетом, который был приглашен Правительством Москвы для проведения серии креативных мастер-классов. Мы получили самые положительные отзывы от участников мастер-классов и поняли, что наша деятельность откликается в сердце граждан. Студенты презентовали дипломные коллекции в рамках Московской Недели моды. Показ на Тверском бульваре стал главным событием Fashion Week.

Дипломные проекты разных направленностей после процедуры защит в вузе выставляются на выставках, организовываются другие модные показы коллекций, но до проекта в парке «Зарядье» у нас не было опыта организации такой централизованной выставки.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Юлия Холопик (Государственного Университета им. Косыгина А.Н.). «Три возраста природы».
Фото
dzubakirill.com

Назовите 5 новых креативных профессий будущего.

Существующие уже сейчас, но все еще раскрывающие свой потенциал профессии — цифровой дизайнер одежды, дизайнер дополненной реальности, архитектор виртуальной реальности. Междисциплинарность и доступ к новой информации открывает перспективы для science-художника. А новые технологии, новые подходы к созданию материальных проектов и цифрового контента (NFT занимает ведущее место в современном визуальном искусстве), развитие нейросетей открывает новые перспективы и новое видение искусствоведов и арт-оценщиков.

Происходит расширение границ искусства и «высокого творчества». Какое искусство ждет нас в будущем?

Это не первый раз в истории, когда новые направления изменили границы понимания того, что есть искусство. Марсель Дюшан или Энди Уорхол — наглядный тому пример. Поэтому можно сказать, что постепенно новые жанры станут частью новых канонов. Время покажет.

Конкуренция рождает новые арт-формы. Так ли это?

Стремление выделиться среди прочих художников, найти свою аудиторию заставляет людей искать новые форматы самовыражения, и это выливается не только в новые арт-формы, но и новые механизмы продвижения, новые форматы представления работ.

Сейчас необязательно долго изучать теорию, чтобы создать нечто революционное в современном арт-пространстве. То есть творческое самовыражение стало доступнее?

Для творческого самовыражения необходимо, чтобы у автора было свое собственное видение мира или, как минимум, темы/проблемы, с которой он работает, важен жизненный опыт и, отчасти, эмоциональная зрелость. Современные технологии (смартфоны, доступный интернет, социальные сети) позволили быстрее преподносить свои работы зрителям, а также дали возможность фактически каждому быть своего рода художником. И сейчас мы знаем много примеров, когда люди внезапно «выстреливают» на фоне остальных благодаря тик-току или когда о них начинают говорить в различных СМИ. Это, с одной стороны, показывает, что творческое самовыражение действительно стало доступнее (при этом, возможно, многие подобные примеры — это явление «ошибки выжившего»). Но, с другой стороны, надо не забывать о художественной ценности, эстетике, качестве. Как уже было отмечено, широкий кругозор и изобретательность являются важными параметрами для художника.

В художественной среде на первый взгляд может показаться, что некоторые современные проекты нарушают сложившиеся правила искусства или дизайна или выглядят как «первый опыт» начинающего художника. Однако на самом деле за такими проектами часто скрываются серьёзные исследования, включающие отсылки на существующий опыт и при этом отражающие образы сегодняшнего дня. Таким образом, для создания нового и революционного в современном арт-пространстве, несмотря на современные ритмы и цифровые технологии, тем не менее, необходимо знать и изучать то, с чем вы работаете.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Ван Юйси (Школа искусств РГУ им. А.Н. Косыгина). Цикл «Отдых». Цифровая скульптура.
Фото
dzubakirill.com

Art + science + technology: сближение искусства и науки позволяет использовать новые методы создания произведений. Учат ли этому в вашем ВУЗе?

В нашем вузе есть инжиниринговый центр, в котором студенты разных направлений могут использовать 3D-печать, 3D-сканирование, сублимационную печать, лазерную гравировку и многое другое оборудование. Это используется в образовательном процессе, для реализации творческих проектов и исследований.


Иван Ильич Глазунов
Иван Ильич Глазунов
Искусство

Ректор Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова

Личный сайт

Как меняется образование творческих профессий?

Художественное образование в нашей Академии — это верность традициям русской школы изобразительного искусства, зародившимся еще в XVIII веке. Однако в наше время некоторые образовательные программы должны быть, конечно же, адаптированы к современным стандартам. Поэтому мы разрабатываем новые способы преподавания, чтобы наш студент смог освоить основные заветы и установки академической школы. Сегодня мы работаем над тем, чтобы наши студенты получили навыки профессии, которые помогут им это классическое образование применять в нашей современной жизни, участвовать в общем современном художественном процессе. Современная школа изобразительного искусства,  на мой взгляд ни в коем случае не может отказаться от старой вековой наработки воспитания художника. Невозможно  отменить работу с натуры, рисование пресловутых гипсов, о которых столько рассказывается в воспоминаниях всех художников. Нельзя  отменить сложные сочинения многофигурных композиций, например. 

Какой конкурс? Сложно ли удержаться после поступления?

Конкурс у нас приблизительно такой же, как в других художественных вузах, в Суриковском или Институте имени Репина. Конечно, конкурс не одинаков год от года. Например, в ковидные годы были несовпадения выпускных экзаменов в училищах,  со сроками поступления к нам. Мы принимали  удаленно, но это, конечно, создавало  большие трудности. Но в этом году был очень хороший набор, и не только на живопись, но и на скульптуру, реставрацию и архитектуру. Также многие поступали на искусствоведение — это говорит о том, что наша академическая система ценностей для абитуриентов становится все актуальнее. Мы даём также много интересного вне учебной программы. Например, глубокое и практическое изучение традиционной народной культуры в синтезе с музыкой и театром. Наши студенты создают спектакли вместе с артистами московских театров или участвуют в хоре под руководством замечательных музыкантов. Это даёт ощущение общей культурной  среды, учит применению своей будущей профессии в разных сферах художественной жизни. Здесь участвуют все: архитекторы и живописцы, реставраторы, искусствоведы, скульпторы.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Анна Самсонова (Российская Академия Ильи Глазунова). «Рождество Христово».
Фото
dzubakirill.com

Какое направление наиболее популярно?

В этом году все направления и факультеты были популярны у абитуриентов. Сейчас очень востребована профессия реставратора, например. Мы выпускаем специалистов, которые востребованы. Все профессии в дипломе нашей Академии обозначаются с приставкой «художник-». Выпускники  факультета реставрации работают сегодня и в Третьяковской галерее с иконами Рублева, и создают собственные реставрационные мастерские. В этом году почему-то именно на архитектуру и реставрацию спрос особенный. Конкурс был выше, чем обычно. Остальные профессии также привлекают абитуриентов. 

Кто/какой он, художник будущего?

Надо иметь некий пророческий  дар, чтобы ответить на этот вопрос. Я не обладаю даром предвидения, но прекрасно понимаю, что у нас есть исторический русский образ художника, творца из той же русской литературы, например, или великие художники прошлого, или наши выдающиеся современники. Я всегда цитирую  Врубеля, которого я очень люблю, художник должен «будить современников величавыми образами духа». Это  предназначение. Думаю, что художник это тот, кто, не только чувствует свое время, но и то, что лежит вне времени, как бы над ним. Задачи творца — это чувствовать и любить человеческую душу, украшать зримыми образами окружающий нас мир не всегда, к сожалению, гармоничный и справедливый. И, конечно, художник должен быть высоко профессионален, обладать художественным чутьем и вкусом  понимать традицию, принять в себя и пройти школу, которая воспитывала художников столетиями в непрерывности. 

Опираясь на свой внутренний мир, при условии одаренности, он подарит миру  новый образ, новое прочтение всех заповедей и идеалов. Думаю, что художник будущего в России — это человек, который широко, по-русски образован, профессионально безупречен, несущий  и сохраняющий школу.

Какое будущее ждет выпускника? Какие перспективы и возможности?

Искусствоведы, реставраторы, факультет охраны памятников — естественно этим выпускникам открывается  путь для работы в государственных структурах, которые занимаются реставрацией и охраной культурного наследия, строят и проектируют. Живописец — это более индивидуальный путь, который во многом зависит от самодисциплины. Очень сложно прокормить себя и семью, живя высокими  задачами искусства, не поддаваясь конъюнктуре, не размениваясь на заказах, которые  высоким смыслам часто не соответствуют. Хотя, думаю, человек может научиться уравновешивать это, ставя приоритеты, выбирая главное. Поэтому художник-живописец может работать и в какой-то структуре, студиях, преподавать. Но конечно мы ждем от художника всегда какого-то нового слова в искусстве — это тоже востребованность серьезная.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Анастасия Дозорцева (Академия С. Г. Строганова). «Внутренний ребенок».
Фото
dzubakirill.com

Михаил Левин
Михаил Левин

Директор Московской школы современного искусства, куратор, художник

Личный сайт

Как меняется образование творческих профессий?

На мой взгляд, образование становится более междисциплинарным. В него больше включаются рабочие проекты со стороны. В результате студенты лучше понимают, как работают те или иные концепции на практике, как функционируют конкретные институции и галереи. Они знакомятся с производственными брифами и учатся решать конкретные кейсы. 

Какой конкурс? Сложно ли удержаться после поступления?

Мне кажется, сейчас очень много желающих заниматься творчеством. Например, на мою программу в этом году мы получили примерно 70 заявок, учитывая, что у нас 20 мест. Конечно бывает так, что человек бросает учебу, иногда даже не совсем по своей воле, но я могу сказать, что если студент принимает свое решение осознанно, то у него не должно возникнуть препятствий на пути.

Какое направление наиболее популярно?

В нашем университете большой популярностью пользуются направления, связанные с дизайном, музыкальной, а также киноиндустрией.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Маша Ульянова (Московская школа Александра Родченко). «Телосекомые». Гипс, 3D-ручка, эпоксидная смола, кресло, банки
Фото
dzubakirill.com

Кто/какой он, художник будущего?

Кажется, что такой художник должен и далее раздвигать границы искусства, изобретать новые практики и методы творчества. Я думаю, что в будущем возможна плотная интеграция искусства с современными технологиям, а также поиск новых способов взаимодействия со зрителем. Мы увидим проекты, связанные с мета вселенными, NFT-технологиями, искусственным интеллектом и так далее. 

Какое будущее ждет выпускника? Какие перспективы и возможности?

Многие хотят получить не только локальное призвание в своей среде, но и выйти на более широкий уровень, в том числе и международный. Последнее время в нашей стране виден рост интереса к экспонированию современного искусства. Сегодня в России вырастет целое поколение людей, которое видит важность в том, чтобы поддерживать молодых художников, открывать для себя их творчество и покупать их произведения. Также много институций в разных сферах видят, что через искусство можно говорить с людьми, доносить им ценности, поэтому я думаю, что молодых авторов ждут большие перспективы, ведь запрос на их деятельность лишь возрастает.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Артем Башкирцев (Московская школа Александра Родченко). «Фрустрация».
Фото
dzubakirill.com

Назовите 5 новых креативных профессий будущего

Я думаю, что эти профессии будут связаны с цифровизацией, с новыми технологиями и возможностью объединить творческое мышление и технические навыки. Я бы не взял на себя смелость назвать названия конкретных специальностей, но общая тенденция мне видится таковой. 

Какое искусство ждет нас в будущем?

Все эти формы появились достаточно давно, в среднем 50-60 лет назад. Поэтому, на мой взгляд, уже нельзя сказать, что они нарушают какие-то каноны. Скорее искусство, которое создается в виртуальном пространстве, или искусство, относящееся к несколько другой профессиональной деятельности, например, к науке, и задает тенденцию к расширению границ. На мой взгляд, в будущем искусство будет продолжать поступательное движение к этим областям деятельности — технологиям, цифровой реальности и точным дисциплинам.

Конкуренция рождает новые арт-формы. Так ли это?

Я думаю, что здесь не столько вопрос в конкуренции, сколько в некоем плюрализме подходов и мнений. Так, чем больше будет точек зрения на одну и ту же проблему и чем больше будет игроков на поле, тем ощутимее будет движение к чему-то новому.

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Саша Бреус (Московская школа Александра Родченко). «Я иду искать».
Фото
Алекс Куликов

Сейчас необязательно долго изучать теорию, чтобы создать нечто революционное в современном арт-пространстве. То есть творческое самовыражение стало доступнее?

С одной стороны, да, чтобы сегодня заявить о себе уже не нужно годами оттачивать ремесленнические навыки и получать фундаментальный образовательный опыт, но я бы не стал относить данное явление к доказательству доступности искусства. Несмотря на то, что появилась большая вариативность относительно того, как прийти в творчество, заметным и значимым художником сегодня вовсе не проще стать, чем ранее. 

Art + science + technology: сближение искусства и науки позволяет использовать новые методы создания произведений. Учат ли этому в вашем ВУЗе?

Отличительной чертой нашего университета является тот факт, что он объединят 10 институций, которые работают в сфере креативных индустрий. Это дает возможность для всевозможных коллабораций. Если прямо отвечать на вопрос, то безусловно искусство и наука — это сферы, которые наиболее часто сегодня соприкасаются, поэтому мы неоднократно делали проекты на их пересечении, а также включали в учебную программу практики междисциплинарных подходов для реализации творческих задумок

Интервью с ректорами творческих вузов Москвы к выставке в «Зарядье»
Фото
dzubakirill.com