Инсталляция-мечеть в Лондоне у музея Виктории и Альберта
Фото
Музей Виктории и Альберта

Лондонский архитектор Шахед Салим (Shahed Saleem) спроектировал яркий павильон в форме мечети для ежегодного фестиваля Ramadan Tent Project, посвященного священному для мусульман месяцу. При разработке инсталляции он опирался на собственный жизненный опыт иммигранта во втором поколении и хотел передать коллективное чувство дистанции и отчуждения, которое испытывает мусульманская диаспора.

«С помощью ярких красок, отделки и форм я хотел создать ощущение веселья и игривости, подчеркнуть детскую невинность, а также подарить радость. Проблемы, связанные с мигрантами и исламом в Европе, сильно политизированы, эстетика павильона предполагает, что общность народов возможна, и предлагает свой способ взаимодействия с другими культурами», — объясняет архитектор.

Инсталляция-мечеть в Лондоне у музея Виктории и Альберта
Фото
Музей Виктории и Альберта

Павильон напоминает мини-мечеть, состоящую из разных деталей, окрашенных в яркие цвета. Внутри — скамьи для отдыха и общения. По замыслу автора, такая пестрота и разнородность элементов символизирует многообразие этнических групп.

«Как ребенок иммигрантов, я научился общаться в разных культурных слоях, я видел, как диаспоры мигрантов справляются с потерей своей родины и как они пытаются реконструировать и заново собрать культурные воспоминания и свои личные истории на новом месте», — рассказывает архитектор.

Инсталляция-мечеть в Лондоне у музея Виктории и Альберта
Фото
Музей Виктории и Альберта
Инсталляция-мечеть в Лондоне у музея Виктории и Альберта
Фото
Музей Виктории и Альберта

Павильон состоит из элементов, характерных для типологии мечети. Здесь есть большой купол, арки, лестницы и михраб — полукруглая ниша, которая ориентирует направление молитвы. «В павильоне я показал исторические фрагменты мечети, собранные воедино в новом каркасе», — отмечает Салим.

Детали павильона сделаны из листов фанеры, склеенных и привинченных друг к другу с помощью крепежных элементов, для основных частей конструкции использовалась клееная древесина. Лишь минарет — башня в красно–розовую полоску — имеет вертикальную стальную стойку и основание.

Инсталляция-мечеть в Лондоне у музея Виктории и Альберта
Фото
Музей Виктории и Альберта

Работая над своей инсталляцией, Шахед Салим обратился к коллекции гравюр и фотографий мечетей и других образцов исламской архитектуры, хранящихся в Музее Виктории и Альберта (V&A), а также изучил примеры британских мечетей с 1960-х годов по сегодняшний день: «Каждый из элементов павильона заимствован из рисунков и фотографий XIX-го и XX -го вв. из коллекции музея — от Северной Африки до Индии. Таким образом, инсталляция стала переосмыслением колониальных представлений об исламском мире».

Инсталляция-мечеть в Лондоне у музея Виктории и Альберта
Фото
Музей Виктории и Альберта