Молодой фотограф из Словакии Мария Шварбова (Mária Švarbová) занимается фотографией с 2010 года, и за прошедшие 8 лет художница завоевала международное признание, была отмечена наградами в области искусства, а ее работы появлялись на страницах изданий Forbes, Vogue и The Guardian.
Популярность снимков Марии обусловлена особенностями ее творческого метода. Фотограф отходит от традиционной портретной живописи. Своих героев она помещает в городскую среду и публичные пространства социалистической эпохи. При этом излюбленными общественными помещениями Марии являются бассейны советского периода, и именно сюрреалистические кадры с пловчихами и принесли Шварбовой международную славу.
В поле интересов фотографа — обыденные регулярно повторяющиеся действия, такие как визит ко врачу, выполнение домашнего задания, прогулка, стрижка или посещение мясной лавки. Будничные персонажи и повседневные пространства при этом переосмыслены в визуально чистом, успокаивающем и симметричном кадре.
Благодаря экспериментам с цветом, атмосферой и пространством, созданные тематические сцены Марии скорее напоминают сны или кадры из нового фильма американского режиссера Уэса Андерсона (Wes Anderson). Стерильный мир и манекенообразные люди формируют неестественную красоту повседневности.
Выхолощенные продезинфицированные кадры — это также и результат работы гримеров, костюмеров, художников по свету. Завершают создание образа ретушеры-фоторедакторы, которые стирают границы между людьми, лишают их личности, создают ощущение одиночества и изоляции.
В результате автору удается добиться сложного в наше динамичное время эффекта: зритель погружается в атмосферу зрительного созерцания, отстраненного спокойствия и молчания с некоторым оттенком тревожности и напряженности.
Кажется, что вот-вот наступит какой-то переломный момент, мир выйдет из этого застывшего состояния, но кадр по-прежнему хранит неподвижность. Но главный творческий посыл Марии Шварбовой — это желание вызвать почтение к окружающему нас миру с его несравненной красотой.