Путешествуя по разделам экспозиции, посетители познакомятся со «стилем 13-ти» — созвучным скоростям 1930-х годов быстрым рисунком с натуры без подготовки и доработки. Образы динамичной Москвы, портреты художников и писателей, книги и иллюстрации — рассказываем, как не запутаться в «переулках» эпохи в нашем материале.
Пролог: газета «Гудок» — первые рисунки в «стиле 13-ти»
Ядро «Тринадцати» сложилось в редакции газеты «Гудок» примерно к 1927 году, где будущие основатели группы — Владимир Милашевский, Даниил Даран и Николай Кузьмин — рисовали иллюстрации к заметкам и новостям. Их интересы, вкус и взгляды на творчество оказались схожими: со временем совместная работа переросла в тесное сотрудничество и дружбу.
В стремлении уловить дух 1930-х годов художники стали рисовать на улицах, состязаясь между собой в скорости и точности передачи увиденного. Такие «работы-пятиминутки», созданные зачастую при помощи подручных средств, например, обычной спички, стали основой программы «Тринадцати».
Яркими примерами таких работ являются быстрые «рисунки множественных объектов» Владимира Милашевского, более лиричные и спокойные пейзажи городских окраин Москвы Николая Кузьмина, воздушная и легкая графика Даниила Дарана — как новый Эдгар Дега, он пишет балерин, цирковых артистов и воздушных гимнастов.
«Тринадцать», модернисты и старые мастера
Исследуя группу «13» нельзя пройти мимо их увлечения европейским искусством, поэтому от «пролога» переходим к параллелям «Тринадцати» и западных мастеров.
Отбросив академию с ее неподвижной натурой и схемы кубизма, участники «Тринадцати» хотели пройти весь путь развития искусства — от интенсивных теней Рембрандта и выразительного штриха Франсиско Гойи к мгновенным впечатлениям импрессионистов. Подспорьем и вдохновением для «Тринадцати» стало и искусство французов Новейшего времени — от Анри Тулуз-Лотрека до Пьера Боннара и Анри Матисса. Подражания этим мастерам можно встретить как в рисунках Владимира Милашевского и Николая Кузьмина поздних 1920-х годов, так и в работах Татьяны Мавриной конца 1930-х годов, а также в произведениях других участников группы «13».
Рисунки «Тринадцати»
Группа «Тринадцать» официально просуществовала лишь несколько лет — с 1929 по 1931 годы: за это время состоялось две выставки объединения. Кузьмин, Милашевский и Даран отбирали свободные и виртуозные рисунки, близкие общей установке на темп.
Работ с первой выставки группы «13» сохранилось мало. Музей русского импрессионизма показывает графическую программу объединения — так называемый «стиль 13-ти» — на примерах рисунков разных лет. Молодых авторов интересовали темп и «документальная» передача запечатление мгновения или события, новый городской стиль и свободная графика — они искали образ современной Москвы, новые подходы к бытовому жанру и рисунку.
«Тринадцать» и Ленинградцы
Несмотря на то, что «Тринадцать» считались московской группой, Ленинград тоже играл важную роль в жизни объединения. Так, для участия во второй выставке группы были приглашены рисовальщики-любители из Ленинграда — писатель Юрий Юркун и актриса Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Их графика совпадала с основными идеями объединения: Юркун создавал динамичные и ритмичные работы, изображая скачки, пляжи, метро и спортивные мероприятия, а акварели Гильдебрандт напоминали творчество символистов и французских художниц.
Москва. «Тринадцать» у себя дома
Хотя в 1931 году группа «13» была официально закрыта, творческая жизнь ее участников продолжала развиваться. Художники вместе работали в книге, обменивались изданиями по европейскому искусству, часто писали и рисовали друг друга, вели активную переписку. К зарисовкам современной Москвы добавились интерьеры, детали их домашней атмосферы. Участники объединения искали себя и в других направлениях. Так, Даниил Даран и Татьяна Маврина занялись офортом, Владимир Милашевский все больше проявлял себя как живописец, многие из «Тринадцати» создавали книжные иллюстрации.
«Тринадцать» в книге
В 1920-х –1930-х годах придуманный лидерами «Тринадцати» беглый, свободный рисунок занял уверенную позицию в книжной графике. Создавая во второй половине 1930-х годов иллюстрации к европейской и русской классике XIX века, художники наполнили «стиль 13-ти» изяществом и драматизмом, погружаясь в исторические эпохи с помощью всевозможных доступных источников. Во многом именно книга позволила участникам группы выжить и утвердить себя не только в 1930-е, но и в 1960-е годы.
«Тринадцать» в послевоенные годы
После войны внутренняя жизнь группы «Тринадцать» как сплоченного сообщества продолжалась, хотя встречи ее участников стали редкими. Многое изменилось: были прерваны связи с ленинградской школой, отношения Милашевского с Мавриной и Кузьминым заметно охладели. И все же участники группы поддерживали общение друг с другом — теперь они видели себя оригинальными художниками 1930–1940-х, чье время и признание еще впереди.
Примерно на рубеже 1950–1960-х годов многие из «Тринадцати» выступают в новом для себя амплуа мемуаристов, писателей и теоретиков искусства. Другие художники группы — Ольга Гильдебрандт, Антонина Софронова, Надежда Удальцова — чувствуют необходимость продолжать вести дневники.
Выставка в Музее русского импрессионизма во многом станет отправной точкой в переосмыслении роли и места группы «Тринадцать» в советском искусстве: более 300 произведений из 35 частных и государственных собраний представят многослойный рассказ о судьбе независимых советских художников и по-новому раскроют знакомый период в искусстве.
Когда: 8 февраля — 2 июня 2024 года
Где: Москва, Музей русского импрессионизма