Небольшие декоративные предметы, сделанные из золота или украшенные им, являлись неотъемлемой частью убранств комнат знатных дворян. Они считались элементом роскоши, проявлением великолепия, указывали на социальное положение человека в обществе. Представленные на выставке произведения искусства являются жемчужинами коллекции Исторического музея.

Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Табакерка. Великобритания, Лондон, 1818 г. Золото, эмаль, гильошировка.
Фото
ГИМ

Важное место в «Золотой кладовой» занимает драгоценная столовая посуда. Обилие золота в украшении подносов, тарелочек, блюдец, столовых приборов говорит о значимости драгоценного металла. Ценная утварь для чайного и кофейного сервизов производилась такими великими мастерами как Сазиков, Овчинников, Хлебников, Курлюков и др.

Изготовление заварных чайничков и кофейников, молочников, сливочников, подстаканников началось с зарождением в стране традиций кофе- и чаепития. В России кофе появилось в начале XVI века, мастера стали изготавливать специальные кофейники, причем в них кофе не варили, а приносили уже готовым. Сервизы обладали неповторимым обликом, например, чашечки делались в форме цветка, украшались сканью, эмалью, чеканкой. По размерам они были маленькими, так как кофе было принято пить маленькими дозами.

Данный сервиз выполнен мастерами Германом Бемом и Людвигом Политцером с использованием художественных образов эпохи Возрождения. В медальонах посуды можно увидеть мифологические сцены, дополненные растительным орнаментом. 

Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Сервиз кофейный на две персоны «тет-а-тет». Фирма «Полицер и Бем». Австрия, 1880-е гг.
Фото
ГИМ

Чай же в России появился в 1638 г., когда московский посланник из Китая привез царю Михаилу Федоровичу чайный набор в качестве подарка. Изначально чаем пользовались в медицинских целях, но с 1689 года он стал традиционным напитком. Чайная посуда обладала богатым декором, а главным предметов сервиза был самовар — символ домашнего очага и уюта.

В 1848 г. состоялось бракосочетание великого князя Константина Николаевича и княгини Александры Иосифовны. В качестве подарка на это торжественное событие им был заказан этот сервиз, выполненный в «русско-византийском» стиле и украшенный картушами с монограммой Константина Николаевича и двуглавым орлом. Орел держит в клювах и лапах карты Белого, Балтийского, Азовского и Каспийского морей. 

Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Предметы из сервиза великого князя Константина Николаевича. Императорский фарфоровый завод, 1848 г.
Фото
ГИМ

Среди сокровищ «Золотой кладовой» также можно найти небольшие скульптуры, вазы, рамки и даже эмалевые миниатюры. На выставке представлены две изумительные миниатюры «Химера» и «Пэри» по акварели французкого художника Гюстава Моро. В творчестве Моро главное место занимали античные и библейские сюжеты. В самих миниатюрах персонажи изображены в виде фантастических существ.

Химера — хорошо известный мифологический персонаж, но кто такая Пэри? Это дух из персидской мифологии, часто изображаемый в виде молодой женщины, которая чарует своей красотой людей и затуманивает их разум. Одеяние девушки чаще всего красного, белого или синего цвета, а сам образ привлекательной Пэри ассоциируется с водой, ночью или цветами.

Во многих мифах Пэри вступает в любовную связь с людьми, и у них рождаются дети необычайной красоты, обладающие сверхъестественными способностями. Они могут предугадывать будущее или исцелять любые раны. Если же смертный отказывался от любви Пэри, она жестоко его за это наказывала.

Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Эмалевая картина «Химера». Париж, 1890 г.
Фото
ГИМ
Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Эмалевая картина «Пэри». Париж, 1890 г.
Фото
ГИМ

Туалетные столики молодых девушек были заполнены и обставлены драгоценными табакерками, шкатулками, канделябрами, вазами-ароматницами. Обязательным элементом для рукоделия выступала специальная конструкция — намотка для ниток. В конце XVIII в. в Англиитакие инструменты для вышивания называли «spool knaves». Они представляли собой катушку на рукояти, которая крепилась к поясу мастерицы.

В России подобные изделия изготавливались тульскими мастерами. На катушку наматывали нити разных цветов, причем они не перепутывались из-за специального крючка в верхней части намотки и передвижных дисков. Когда требовалось сменить нить или повесить новую, то вся катушка снималась со стоек.

Парадный вид намотки свидетельствует скорее о ее декоративном использовании и говорит о ее обладательнице как об искусной вышивальщице. Императрица Екатерина II неоднократно упоминала свои занятия рукоделием, и это даже легло в основу легенды о том, что именно ее руками были вышиты знаменитые стеклярусные панно в Ораниенбауме.

Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Намотка для ниток с выдвижным ящичком. Россия, 1780-е гг.
Фото
ГИМ

Ларец выполнен в старорусском стиле, которому покровительствовал император Александр III. На лицевой стороне крышки изображены бриллиантовый вензель «АК», его обрамляет венок из алмазов и рубинов и императорская корона, украшенная алмазами и бриллиантами. Ларец был преподнесен москвичами великой княгине Ксении Александровне и великому князю Александру Михайловичу по случаю их венчания 25 июля 1894 г. 

Великий князь Александр Михайлович (1866-1933) — внук императора Николая I, российский государственный деятель, главный управляющий торговым мореплаванием и портами, кавалер ордена Андрея Первозванного. 

Великая княгиня Ксения Александровна (1875-1960) — старшая дочь императора Александра III, любимая дочь императрицы Марии Федоровны.

Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Ларец, поднесенный великой княгине Ксении Александровны и великому князю Александру Михайловичу. Фирма П.А. Овчинникова. Россия, 1894 г.
Фото
ГИМ
Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Часы каминные «Амур, уносящий Время». Париж, 1816 г.
Фото
ГИМ

Эти часы входят в серию каминных часов с фигурами амуров-носильщиков, которые были весьма популярны во Франции. Напомним, что Амур — бог любви, владыка моря, неба и земли, повелитель царства мертвых. Тема борьбы Амура и Хроноса, Любви и Времени, была широко распространена в искусстве во времена Ренессанса.

Здесь Амур одет в плащ, который развевается на ветру, в руках он держит лук, а на его крыльях расположился массивный часовой механизм. В этой композиции Амур представлен властителем Времени — весьма популярный образ искусства классицизма. Основание часов украшено цветочным орнаментом.

Канделябры — традиционное украшение парадных дворцовых интерьеров последней четверти XVIII в. Скульптуры олицетворяют собой смену времен года и являются аллегорическими изображениями Лета и Осени. Сюжетом композиции послужил античный миф о Деметре и Персефоне, изложенный древнеримским поэтом Публием Овидием в поэме «Метаморфозы».

Деметра, богиня земледелия и плодородия, держит в руках виноградную лозу, на голове у нее венок из початков зерен. У ее ног находятся сноп колосьев и корзина с виноградом — символы благодатной и изобильной Осени. Персефона — прекрасная дочь Деметры — олицетворяет Лето, на голове у нее можно разглядеть царскую корону, у ног — цветущие розы, а вокруг самой девушки расположена гирлянда из летних распускающихся цветов.

Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Канделябр на пять свечей с фигурой Деметры. Мастерская Пьера Гутьера (?) по модели Луи-Симона Буазо. Париж, 1780-е гг.
Фото
ГИМ
Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Канделябр на пять свечей с фигурой Персефоны. Мастерская Пьера Гутьера (?) по модели Луи-Симона Буазо. Париж, 1780-е гг.
Фото
ГИМ

В XVII в. табак был весьма популярен как лекарственное средство во Франции, откуда мода на него постепенно распространилась по всему миру. Для хранения табака использовали маленькую коробочку, которую называли табакеркой. Эта вещица везде сопровождала своего владельца и выполняла различные функции. Табакерки тщательно подбирали под цвет костюма, платья и даже под время года. Во время приветствия по правилам этикета было принято протянуть своему собеседнику открытую табакерку и угостить табаком. Молодые люди часто передавали в табакерках любовные записки с просьбой о свидании своим возлюбленным.

Перед нами овальная золотая табакерка с подъемной крышечкой, на которой из разноцветного золота отчеканено изображение женщин, стирающих белье, вдалеке на горизонте виднеется парусник. По краям крышка украшена гирляндой из бриллиантов и алмазов огранки «роза». Затворка табакерки украшена бантом из таких же алмазов. На основании табакерки с внешней стороны методом чеканки разноцветным золотом изображены двое мужчин-рыбаков, выгружающих из лодки мешки. Декор стенок табакерки включает в себя изображения парусников, цветов и архитектурных сооружений. 

Гид по выставке «Золотая кладовая» в Историческом музее
Табакерка. Франция. Вторая половина XVIII в.
Фото
ГИМ