С 9 февраля по 21 мая 2023 года в Музее русского импрессионизма пройдет выставка «Отличники» — первое масштабное исследование путешествий русских художников в Европу в 1870-х — 1910-х годах. Лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества за государственный счет отправляли в поездки «для усовершенствования в искусстве». Переработав полученный за границей опыт, молодые мастера положили начало новому витку в развитии отечественного искусства.

В это время художественная жизнь Европы и России стремительно меняется: появляется множество стилей и направлений, художники обращаются к злободневным темам и новым героям. Каждый раздел экспозиции «Отличники» демонстрирует, как менялись интерес и предпочтения молодых мастеров. В этом материале знакомим вас с основными этапами пенсионерских поездок, их представителями и самыми яркими полотнами выставки.

Иван Айвазовский. «Часовня на берегу моря», 1845. Музей Новый Иерусалим, Истра. | mydecor.ru
Иван Айвазовский. «Часовня на берегу моря», 1845. Музей Новый Иерусалим, Истра.

1840 — 1870-е — Академическая традиция 

«Предисловием» выставки являются полотна пенсионеров-академистов — Ивана Айвазовского, Григория Мясоедова, Николая Ге и Генриха Семирадского. Все они были в Европе в конце 1850-х — начале 1870-х годов: в тот период, когда академическая традиция еще господствовала во Франции, Италии и других странах, а новые модернистские направления только начинали зарождаться. Привезенные ими из Европы произведения в это время не выходят за рамки академического канона. Яркими примерами на выставке являются работы «Часовня на берегу моря» Айвазовского и «Две фигуры у статуи сфинкса» Семирадского.

Генрих Семирадский. «Две фигуры у статуи сфинкса», 1876. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск.
Генрих Семирадский. «Две фигуры у статуи сфинкса», 1876. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск.

1870-е — новый взгляд 

С середины 1870-х годов академическая традиция в Европе теряет былое влияние и силу: на первый план выходит новое направление — импрессионизм. Именно в этот период в пенсионерские поездки отправляются Илья Репин и Василий Поленов. В отличие от своих предшественников, в Европе они пишут  более смелые полотна — полные света и воздуха, со свободным, пастозным мазком. Эта манера письма оказалась заразительной и проявилась в картинах художников вполне академического толка. В дальнейшем именно Поленов и Репин уже в качестве учителей выпустили ярких живописцев рубежа XIX–XX веков.

Илья Репин. «Лошадь для сбора камней в Вёле», 1874. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева.
Илья Репин. «Лошадь для сбора камней в Вёле», 1874. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева.
Василий Поленов. «Старые ворота Вёль», 1874. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, г. Архан.
Василий Поленов. «Старые ворота Вёль», 1874. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера, г. Архан.

1880-е — начало 1890-х. Перед реформой Академии художеств

Во время правления Александра III в России на первый план выходит живопись художников-передвижников, а «новое» французское искусство приобретает все большую популярность. Именно поэтому работы командированных в этот период художников по сюжетам напоминают передвижнические полотна — создается впечатление, что русские крестьяне оказались в европейских декорациях. Ярким примером такой картины является «Возвращение с ловли мулей» Кившенко. Вторая характерная для этого периода тенденция — интерес к пленэрной живописи с видами на исторические памятники: в таком направлении работали Иван Порфиров и Василий Савинский.

Алексей Кившенко. «Возвращение с ловли мулей», 1881. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.
Алексей Кившенко. «Возвращение с ловли мулей», 1881. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

1890-1910-е. После реформы

Долгое время молодые художники балансировали между ожиданиями преподавателей и собственными желаниями экспериментировать. Ситуация нашла свое разрешение в 1893 году, когда Императорская Академия художеств разделилась на Академию и на Высшее художественное училище (ВХУ) как образовательный институт. ВХУ теперь работало по системе отдельных мастерских, которыми руководили профессора-преподаватели. Теперь при обучении на первый план выходит личность преподавателя, а у художников появляется больше свободы в творческом самоопределении. В этот период созданные пенсионерами работы очень разнообразны: Борис Кустодиев и Василий Беляшин копируют произведения старых мастеров, Александр Савинов продолжает развивать неоклассическую традицию, Дмитрий Щербиновский пишет в импрессионистической манере, а Михаил Демьянов переосмысливает творчество Ван Гога.

Михаил Демьянов. «На реке у белого моста». Конец XIX — начало XX вв. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.
Михаил Демьянов. «На реке у белого моста». Конец XIX — начало XX вв. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.

1910-е. Накануне революции 

С началом Первой мировой войны командировки русских художников в Европу были временно приостановлены, а после революции — окончательного отменены. Последними пенсионерами Императорской Академии художеств стали Василий Шухаев и Александр Яковлев. Живописцы вместе работают на Капри, где пишут двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро», а в графических работах часто изображают героев итальянской комедии дель арте. Художники окончательно отходят от академической традиции: каждый пишет в совершенно новой и уникальной манере.

Александр Яковлев. «Козы. Майорка», 1915. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург.
Александр Яковлев. «Козы. Майорка», 1915. Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург.