С 9 февраля по 21 мая 2023 года в Музее русского импрессионизма пройдет выставка «Отличники» — первое масштабное исследование путешествий русских художников в Европу в 1870-х — 1910-х годах. Лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества за государственный счет отправляли в поездки «для усовершенствования в искусстве». Переработав полученный за границей опыт, молодые мастера положили начало новому витку в развитии отечественного искусства.
В это время художественная жизнь Европы и России стремительно меняется: появляется множество стилей и направлений, художники обращаются к злободневным темам и новым героям. Каждый раздел экспозиции «Отличники» демонстрирует, как менялись интерес и предпочтения молодых мастеров. В этом материале знакомим вас с основными этапами пенсионерских поездок, их представителями и самыми яркими полотнами выставки.
1840 — 1870-е — Академическая традиция
«Предисловием» выставки являются полотна пенсионеров-академистов — Ивана Айвазовского, Григория Мясоедова, Николая Ге и Генриха Семирадского. Все они были в Европе в конце 1850-х — начале 1870-х годов: в тот период, когда академическая традиция еще господствовала во Франции, Италии и других странах, а новые модернистские направления только начинали зарождаться. Привезенные ими из Европы произведения в это время не выходят за рамки академического канона. Яркими примерами на выставке являются работы «Часовня на берегу моря» Айвазовского и «Две фигуры у статуи сфинкса» Семирадского.
1870-е — новый взгляд
С середины 1870-х годов академическая традиция в Европе теряет былое влияние и силу: на первый план выходит новое направление — импрессионизм. Именно в этот период в пенсионерские поездки отправляются Илья Репин и Василий Поленов. В отличие от своих предшественников, в Европе они пишут более смелые полотна — полные света и воздуха, со свободным, пастозным мазком. Эта манера письма оказалась заразительной и проявилась в картинах художников вполне академического толка. В дальнейшем именно Поленов и Репин уже в качестве учителей выпустили ярких живописцев рубежа XIX–XX веков.
1880-е — начало 1890-х. Перед реформой Академии художеств
Во время правления Александра III в России на первый план выходит живопись художников-передвижников, а «новое» французское искусство приобретает все большую популярность. Именно поэтому работы командированных в этот период художников по сюжетам напоминают передвижнические полотна — создается впечатление, что русские крестьяне оказались в европейских декорациях. Ярким примером такой картины является «Возвращение с ловли мулей» Кившенко. Вторая характерная для этого периода тенденция — интерес к пленэрной живописи с видами на исторические памятники: в таком направлении работали Иван Порфиров и Василий Савинский.
1890-1910-е. После реформы
Долгое время молодые художники балансировали между ожиданиями преподавателей и собственными желаниями экспериментировать. Ситуация нашла свое разрешение в 1893 году, когда Императорская Академия художеств разделилась на Академию и на Высшее художественное училище (ВХУ) как образовательный институт. ВХУ теперь работало по системе отдельных мастерских, которыми руководили профессора-преподаватели. Теперь при обучении на первый план выходит личность преподавателя, а у художников появляется больше свободы в творческом самоопределении. В этот период созданные пенсионерами работы очень разнообразны: Борис Кустодиев и Василий Беляшин копируют произведения старых мастеров, Александр Савинов продолжает развивать неоклассическую традицию, Дмитрий Щербиновский пишет в импрессионистической манере, а Михаил Демьянов переосмысливает творчество Ван Гога.
1910-е. Накануне революции
С началом Первой мировой войны командировки русских художников в Европу были временно приостановлены, а после революции — окончательного отменены. Последними пенсионерами Императорской Академии художеств стали Василий Шухаев и Александр Яковлев. Живописцы вместе работают на Капри, где пишут двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро», а в графических работах часто изображают героев итальянской комедии дель арте. Художники окончательно отходят от академической традиции: каждый пишет в совершенно новой и уникальной манере.