В новом проекте художник Гоша Острецов обращается к традиции русского супрематизма 1920-х годов. Он соединяет привычные предметы быта, такие как диван, кресло или стол с супрематическими конструкциями и представляет на суд публики результаты своих опытов. Два термина, которыми он описывает этот эксперимент — специальный и относительный супрематизм — отражают два противоположных подхода к творчеству.
Формула «специального» супрематизма представляет собой математический знак корня с показателем степени в образе дивана и подкоренными супрематическими элементами: квадратом, кругом, треугольником. Это попытка художника «проверить алгеброй гармонию», создать произведение с математической точностью соответствующее замыслу. Теорию «специального» супрематизма иллюстрируют 6 работ и 6 эскизов к ним.
В формуле «относительного» конструктивизма обозначена попытка выразить бессознательный, провидческий подход к творчеству. Диван заменяется шаткой конструкцией кресла качалки и корнем диванной степени оказывается произвольная композиция из супрем и показателя степени. Этот подход сродни метанию игральных костей, гаданию на камнях, где роль художника сводится к позиции медиума, лишь с правом выбора из сложившихся комбинаций единственной, отвечающей его видению произведения.
Работы, соответствующие теории «относительного супрематизма» — четыре рельефа в смешанной технике, где реалистичные макеты мебели погружены в произвольно разбросанные супрематический элементы. Два дизайн-объекта, кресла-качалки, само предназначение которых — зыбкость, неустойчивость перекликаются с этими рельефами. Во все эксперименты с супрематическим наследством Острецов добавляет давно освоенные им элементы комиксов и приемов поп-арта, что расширяет значение его теорий и формул.
Центром экспозиции и местом пересечения двух теорий служит картина, представляющая собой и супрематический элемент, почти монохромный квадрат с тонким графическим изображением комиксовых персонажей, переплетающихся в своеобразный ребус. Две наездницы — одна возможно цирковая, свободная, случайная, вторая — в защитном шлеме и перчатках, скорее ученица, осваивающая искусство верховой езды.
Зооморфный персонаж, разглядывающий засвеченную кинопленку, может быть и автором, и зрителем, и элементом теорий. Разгадка этого ребуса зависит от выбора точки зрения. И убеждает в правильности теорий.
Куратор: Марина Весна
Когда: 6 марта — 9 апреля
Где: Арт-центр CUBE.Moscow Тверская 3, -2 этаж, The Ritz-Carlton, Moscow, галерея «Эритаж»