2 Московская Арт Премия(2-МАП), которая проходит в настоящее время в Медиацентре парка «Зарядье», — премия молодая, но интересная всем, кто любит столицу и наблюдает за переменами, происходящими в городе. По регламенту к конкурсу допускаются только те проекты, что созданы «в Москве, о Москве, для Москвы». Среди номинантов премии этого года — серия «Артефактов» под названием «К ночи» 2020 года (из коллеции Alina Pinsky Gallery), над которой художник Франциско Инфанте-Арана работает в дуэте со своей женой и многолетним соавтором Нонной Горюновой еще с 1960-х годов.
№1. Необычное имя
Необычное имя художника — Франциско Инфанте-Арана — не псевдоним, а самое настоящее, паспортное. Впрочем, тем, кто помнит советскую историю 1930-х, оно странным не кажется: во время гражданской войны в Испании 1937–1938 годов в СССР были эвакуированы сотни испанских мальчиков и девочек, чьи родители погибли, воюя на стороне республиканцев. Эмигрировали по политическим мотивам и взрослые, которые не могли оставаться на родине из-за конфликта с режимом Франко. Отец Франциско был одним из таких беженцев.
№2. Академический бэкграунд
Ценители творчества Инфанте-Арана привыкли воспринимать его как автора кинетических объектов, инсталляций и «Артефактов». Но сначала, как и большинство мастеров его поколения, художник получил академическое образование: закончил Среднюю художественную школу имени Сурикова, затем Строгановское училище по специальности монументальная живопись.
Однако академизм казался молодому художнику слишком формальным и сухим: «Все это было чистой техникой. А что такое искусство, нам не рассказывали», — вспоминал Франсиско Инфанте в одном из интервью.
№ 3. Работа в дуэте
С конца 1960-х годов художник работает в соавторстве с Нонной Горюновой. Творческому союзу уже без малого шестьдесят лет: Инфанте-Арана и Горюнова познакомились во время учебы в Строгановке, где Нонна занималась дизайном текстиля, а с 1968 года начали выставлять совместные инсталляции. И Франциско, и Нонна уже в студенческие годы заинтересовались геометрическими абстракциями, которые стали лейтмотивом их дальнейшей работы.
№4. Старт в библиотеке
Художник не раз вспоминал в своих интервью, что новое направление его творческих поисков он обрел… в библиотеке. В «оттепельные» 1960-е Библиотека иностранной литературы была настоящим «островом заграницы» в Москве. Ее гостями были фигуры уровня Джона Стейнбека и Чарльза Сноу, а читатели могли просматривать свежие западные журналы, почти недоступные советским гражданам. Именно в таких журналах молодой художник впервые увидел фото и репродукции работ Ханса Хартунга и Пьера Сулажа, которые показали ему, что искусство не замыкается рамками академизма и социалистического реализма.
№5. Переделать небо
1960-е были особым временем научных и технических прорывов: человек начал покорение космоса. Инфанте-Арана не мог оставаться в стороне от этого, как сейчас сказали бы, «актуального тренда»: в 1965 году он придумывает «Проекты реконструкции звездного неба» — серию работ, в которых фантазирует о перемещении звезд по человеческому произволу. Получившийся результат выглядел фантастично, но впечатляюще: небесные тела у художника складываются в правильные стереометрические фигуры.
№ 6. Говорить на «Арго»
В начале 1970-х Инфанте-Арана создал собственную творческую группу «Арго». В нее входили художники и инженеры, которые объявили своей целью создание искусственных систем, воспроизводящих естественные явления. Одним из направлений работы «Арго» было планирование «космической архитектуры» для будущих межпланетных одиссей. Возможно, сейчас, когда начал развиваться космический туризм, наработки «Арго» окажутся востребованными.
№ 7. Глубина артефакта
Следующим значительным этапом в творчестве Франциско Инфанте-Арана стало постижение им концепции артефакта как художественного объекта, созданного вручную. «Я как-то внезапно открыл для себя неизъяснимую глубину слова „артефакт“», — рассказывал художник. Еще в 1960-е он отдал дань «кинетическому искусству», внедряя свои объекты в природную среду. С «постижением артефакта» именно последний стал центром его авторского внимания. Инфанте-Арана совмещал в своих инсталляциях естественное и искусственное. Фотографии объектов в природной среде печатались ограниченным тиражом.
№ 8. Связь времен
Искусствоведы считают, что в артефактах Инфанте-Арана прослеживается связь с русским конструктивизмом. «С помощью моих работ я хотел выразить эмоции, связанные с безграничным совершенством мира», — рассказывает мастер. Чтобы поделиться своими эмоциями и открытиями, Инфанте-Арана превращает каждую инсталляцию в повод для теоретических выкладок — статей и лекций, адресованных как молодым художникам, так и широкому зрителю.
№ 9. Признание
Объекты и фото из серии «Артефакты» Инфанте-Арана хранятся в коллекциях ведущих музеев России и мира, в том числе Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, Русского музея, ГЦСИ, Центра Жоржа Помпиду, Музея изобразительных искусств Университета Колумбус, Художественного музея Сетагая в Токио, Бруклинского музея, бернского Кунстмузеума и других. Франциско Инфанте и Нонна Горюнова представляли свои работы на множестве коллективных и персональных выставок.
№ 10. «Служебный роман»
В заключение — курьезный факт. Есть легенда, что в фильме «Служебный роман» можно увидеть один из кинетических объектов Инфанте-Арана. В сцене вечеринки в квартире Самохвалова герой Олега Басилашвили демонстрирует гостям крутящееся нечто из блестящего металла или пластика: «Такая иллюзия движения. Это еще американец Колдер подал идею мобиля». Если верить интернет-ресурсам, ссылающимся на одного из участников съемочной группы «Служебного романа», автором мобиля-декорации был Инфанте-Арана. Однако сам художник нигде об этом не упоминает — скорее всего, это лишь очередная околокиношная байка.
Когда: до 30 ноября
Где: Медиацентр парка «Зарядье», Ул. Варварка, домовладение 6, стр. 1, www.zaryadyepark.ru