Хороший проект развития города обращает внимание на аудиторию, обделенную вниманием, и думает о ее потребностях: в идеале он помогает ей проявить себя и дает голос, приглашая участвовать в преобразованиях наравне с архитекторами и художниками. Так произошло в башкортостанском городе Дюртюли, где подростки привнесли вместе со своим участием интерес к уличному искусству.
Французско-российское бюро Orchestra устроило в небольшом (с населением чуть более 30 тыс. человек) городе Дюртюли в Башкортостане целую серию преобразований: реновацию площади Ленина, редевелопмент заводской территории. Пространство бывшего пивзавода должно стать центром притяжения для молодежи — с уличной сценой, амфитеатром и спортивными площадками. Когда бюро работало над этим проектом, то обнаружило у молодых жителей города огромный интерес к уличной культуре.
Из этого родился — уже на этапе разработки концепции преобразования города — фестиваль стрит-арта «Я есть Дюртюли». Приглашенные уличные художники из Уфы Олег Кайбышев, Римад Ниллумтах и Мансур Зияев помогли городским подросткам создать свои работы, а потом и показать их в местном ТЦ. Затем, когда бывший пивзавод уже был перестроен, бюро Orchestra помогло молодым уличным дюртюльским художникам выиграть президентский грант и на его деньги реализовать большой мурал на стене — под ним как раз и была устроена сцена. Проект выиграл премию за лучшее общественное пространство в России Archdaily & Strelka.
На вопрос о том, как удалось достичь диалога с подростками, Екатерина Голдберг, основательница бюро Orchestra, отвечает, что для последних важной темой была их идентичность и идентичность родного города. Вместе с бюро подростки изучали истории и физические артефакты города, чтобы разобраться, чем он хорош сегодня и каким может стать в будущем.
Кроме того, полезной была совместная работа со школами и молодыми учителями. Оказалось, что средние школы в Дюртюлях довольно прогрессивные: подростки, например, знают, какие мировые музеи современного искусства лучше остальных.
И, наконец, последней частью стратегии стала коммуникация с другими горожанами. В рамках подготовки проекта ребята обращались к старшим членам семьи, включали их в сбор историй и в принципе в будущий проект, самостоятельно приглашая жителей города на фестиваль.
«Подростки — аудитория, которая традиционно получает меньше всего внимания в проектах развития города: главный фокус даже масштабных столичных проектов — это дети, семьи, молодые специалисты. Подростки же остаются как будто невидимыми, — считает Екатерина Голдберг, основательница бюро Orchestra. — Какой досуг им остается?
В малых городах они встречаются на ступенях «Пятерочек» и «Магнитов». Так происходило и в Дюртюлях: они собирались в ТЦ, где им не были рады из-за шума и нулевой покупательской способности. Поэтому для бюро Orchestra было важно создать с ними их пространство, где они могли бы не только проводить время, но также и реализовать себя».