Русское искусство начала XX века — это не только Василий Кандинский, Казимир Малевич и другие громкие имена. Выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного» предлагает познакомиться с другой стороной этого периода, которая обычно скрыта от публики — с утратившими авторство или принципиально неподписанными работами. Собранные вместе полотна неизвестных мастеров и недавно атрибутированные картины Василия Кандинского, Роберта Фалька и других расскажут, какие истории скрываются за пометкой «н/х». А семь интерактивных разделов помогут понять, как свет и цвет, точка и линия, форма и фактура встречаются на холсте и складываются в единую картину.
В этом материале рассказываем о пяти ярких работах неизвестных художников, на которые стоит обратить внимание на выставке.
Неизвестный художник. «Валерий Яковлевич Брюсов»
Эта работа странным образом напоминает известный портрет Валерия Брюсова кисти Михаила Врубеля, выполненный для журнала «Золотое руно» в 1906 году. Тогда поэт приезжал позировать больному художнику в клинику доктора Усольцева. Та же поза: скрещенные на груди руки, устремленный вдаль взгляд, поворот головы, знаменитый «демонический сюртук». Вот только представленный портрет — скорее пародия, в которой высокий настрой врубелевской работы превращается в ярмарочный балаган, где Брюсов выглядит румяным Петрушкой. Об авторе картины ничего не известно, но благодаря надписи на обороте холста мы знаем, что он был куплен литературным критиком и писателем-мемуаристом Сергеем Георгиевичем Кара-Мурзой на Сухаревском рынке в 1918 году.
Неизвестный художник (круг Кузьмы Петрова-Водкина). «Женщина в голубом перед цветком»
Во время подготовки выставки «Круг Петрова-Водкина» в Русском музее в 2015 году специалисты пришли к выводу, что это полотно находилось в коллекции художников Леонида и Ксении Чупятовых, погибших во время блокады Ленинграда. Первоначально чупятовская коллекция хранилась в Эрмитаже, а затем была передана на временное хранение в Русский музей. В описи этого собрания картина значилась как «Женщина в голубом перед цветком»: такое название она носит до сих пор. Благодаря этой информации искусствоведы предполагают, что автор портрета — Ксения Шольп-Чупятова, которая, как и ее муж, была ученицей Кузьмы Петрова-Водкина. К сожалению, творчество художницы остается мало изученным, и пока специалисты только строят догадки, кто из учеников автора «Купания красного коня» мог написать такой портрет.
Неизвестный художник. Елена Дынина (?). «Натюрморт с глиняной посудой»
На первый взгляд кажется, что этот натюрморт могли написать яркие мастера конца 1910-х — первой половины 1920-х годов Роберт Фальк или Александр Куприн. Однако при внимательном изучении холста специалисты обнаружили под верхней планкой подрамника надпись «Работу моей матери Дыниной Е. В. 1925 г. подтверждаю», сделанную шариковой ручкой. Казалось бы, на этом можно поставить точку в вопросе атрибуции.
Действительно, была такая художница Елена Дынина — ученица Александра Куприна и Петра Кончаловского. Однако небольшой темный квадратик в правом нижнем углу холста не давал покоя владельцу произведения, коллекционеру Михаилу Каменскому. И не зря. За краской скрывались инициалы: картина предполагаемой студентки Вхутеина Елены Дыниной была подписана черным «В.» и красным «С.». Поиски автора продолжаются…
Неизвестный художник. «Пейзаж (Пейзаж в стиле примитивов)»
Коллекция авангарда Ивановского областного художественного музея формировалась в 1920-е годы, задолго до его основания. Тогда ряд работ, в том числе и этот пейзаж поступили в Иваново-Вознесенский губернский музей и Шуйский краеведческий музей.
Благодаря инвентарным книгам известно, что в начале 1920-х годов авторство картины приписывалось символисту Николаю Милиоти. Позднее произведение экспонировалось в одном из залов музея как «Неизвестный художник. Пейзаж в стиле примитивов». В 1936 году картину убрали в запасники и до настоящего момента показывали всего один раз: полотно временно заменяло одну из работ «первого ряда» из постоянной экспозиции Ивановского музея.
Неизвестный художник. «Карнавал»
Коллекционер Михаил Каменский не первый год пытается найти создателя этой веселой работы, которая впервые будет показана широкой публике. Однако построить конкретные предположения непросто. Из-за карнавально-маскарадной атмосферы кафе сложно понять, где и когда происходит действие на картине. А невероятное разнообразие костюмов приводят к смешиванию эпох: вот две дамы, танцовщицы кабаре, мушкетер, Пьеро, господа в цилиндрах, одетые по моде XIX века, лыжник в шапочке с помпоном. А вдобавок к этому пестрому многообразию — еще и два скотч-терьера. Кроме того, непонятно, к какому поводу приурочен карнавал. В общем, такое непринужденное на первый взгляд полотно до сих пор остается большой загадкой для специалистов. Возможно, экспозиция «Автор неизвестен. Коснуться главного» станет толчком для новых гипотез.
Когда: 12 октября 2023 — 21 января 2024 года
Где: Москва, Музей русского импрессионизма