3 февраля в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Авангард: на телеге в XXI век». Она посвящена масштабной экспозиции авангардного искусства, прошедшей в городах Вятской губернии сто лет назад. Проект обращается к событиям начала 1920-х годов, когда на Третью передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии (современной Кировской области) привезли более 300 произведений актуальных художников того времени. Смотр должен был продолжиться в других городах губернии, однако из-за проблем с финансированием и начала осенней распутицы шедевры были оставлены в краеведческом музее города Яранск, куда прибыли на телегах, и забыты на долгие десятилетия.

Благодаря директору Вятского художественного музея Анне Шакиной и искусствоведу Андрею Сарабьянову, «Авангард: на телеге в XXI век» стал настоящей передвижной выставкой нашего времени — Музей русского импрессионизма будет третьей точкой ее маршрута. Рассказываем о пяти ярких работах с выставки, а также о том, чем удивит зрителей ее московская версия.

«Авангард: на телеге в XXI век»: гид по выставке
Василий Кандинский. Эскиз композиции «Красное с черным», 1915. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых

Алексей Моргунов. Композиция, 1915–1916

Алексей Моргунов, друг и соратник Казимира Малевича, был сыном известного русского пейзажиста Алексея Саврасова. С начала 1910-х художник был неизменным участником авангардных проектов. Считается, что Моргунов создал эмблему «Бубнового валета» и первый плакат выставки объединения.

Двусторонняя картина «Композиция» относится к кубистическому периоду творчества художника. Предположительно, она участвовала в «Первой футуристической выставке картин „Трамвай В“»  в 1915 году под названием «Гимназист» (№ 35). Полотно было обнаружено в аварийном состоянии кураторами в собрании Слободского краеведческого музея в Кировской области во время подготовки выставки «Авангард. На телеге в XXI век». Было решено отреставрировать произведение. С помощью краудфандинговой кампании Музею русского импрессионизма удалось собрать почти миллион рублей на реставрацию: в проекте по сбору средств за три месяца приняло участие более 800 человек. На московской выставке «Композиция» будет представлена впервые за долгие десятилетия.

«Авангард: на телеге в XXI век»: гид по выставке
Алексей Моргунов. Композиция, 1915–1916. Лицевая сторона. Слободской музейно-выставочный центр.
«Авангард: на телеге в XXI век»: гид по выставке
Алексей Моргунов. Композиция, 1915–1916. Оборотная сторона. Слободской музейно-выставочный центр.

Николай Фешин. Портрет М. Н. Евлампиевой, 1914

Один из главных представителей Казанской художественной школы, Николай Фешин был учеником Ильи Репина, представителем импрессионизма и модерна. Художник приобрел большую популярность не только в России, но и за границей: с 1909 года его работы регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, а также в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции и в других городах.

Излюбленным жанром Николая Фешина был портрет. Портрет Марии Евлампиевой, ученицы архитектурного отделения Казанской художественной школы, Фешин написал в 1914 году.

Произведения представителей казанской художественной школы, которые участвовали в Третьей передвижной выставке 1921 года — одно из главных дополнений московской версии проекта. Благодаря инициативе кураторов Андрея Сарабьянова и Анны Шакиной в столицу удалось привезти работы из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, которые не экспонировались в Екатеринбурге и Кирове.

«Авангард: на телеге в XXI век»: гид по выставке
Николай Фешин. Портрет М. Н. Евлампиевой, 1914. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров.

Георгий Лазарев. Лежащая женщина, 1920

О биографии Георгия Лазарева мы знаем немногое. Известно, что в конце 1910-х годов он стал одним из лучших учеников Ильи Машкова. Сокурсники вспоминали его как человека несколько странного, однако знающего свое дело: о нем говорили как об опытном живописце.

«Лежащая женщина» из фондов Яранского краеведческого музея — одна из четырех сохранившихся картин художника. Вероятнее всего, это полотно стало одним из наиболее популярных экспонатов Третьей передвижной художественной выставки в Советске, в первую очередь в силу сюжета, который привлекал и шокировал зрителя. Изображение обнаженного женского тела было в новинку для жителей небольшого провинциального города. 

«Авангард: на телеге в XXI век»: гид по выставке
Георгий Лазарев. Лежащая женщина, 1920. Холст, масло. Яранский краеведческий музей.

Александр Родченко. Линии на зеленом, № 92, 1919

Александр Родченко — незаменимая фигура русского искусства первой половины XX века. Он стал символом советской фотографии, занимался живописью, созданием плакатов, скульптурой, архитектурой и театром. В творчестве Родченко много экспериментировал: в 1917–1918 годах работал с плоскостью, в 1919 году написал серию «Черное на черном» — работы, основанные лишь на фактуре, в 1919–1920 годах ввел в произведения линии и точки как самостоятельные живописные формы.

Родченко придумывает термин «линиизм». «Линии на зеленом» — одна из первых его работ в этой системе. В статье «Линия» художник писал: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще. Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез».

«Авангард: на телеге в XXI век»: гид по выставке
Александр Родченко. Линии на зеленом, № 92. Из серии «Линиизм», 1919. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров.

Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса), 1911

Илья Машков, один из основателей художественного объединения «Бубновый валет», в 1908 году совершил свою первую поездку за рубеж. «Был я в 17 городах Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании и Италии. Заграничная поездка дала мне много свежих сил и воодушевления», — так писал о своем путешествии художник. Во Франции Машков увлекся фовизмом: почти все картины конца 1900-х он писал в этом стиле. 

В пейзаже 1911 года также проявилось увлечение художника новой французской живописью. Здесь читаются характерные особенности этого направления: насыщенные декоративные цвета, резкие контуры, отказ от сложных форм. В изображении пронзительно оранжевого неба, синего моря и розовых гор видна страсть художника к яркой палитре. Подобные композиции сам автор называл «пейзажами-подносами», прежде всего по причине их декоративности, отсылающей к традиционной росписи подносов цветочными и ландшафтными мотивами.

Когда: 3 февраля — 22 мая

Где: Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект, 15, стр. 11

«Авангард: на телеге в XXI век»: гид по выставке
Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса), 1911. Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, Киров.