3 февраля в Музее русского импрессионизма открылась выставка «Авангард: на телеге в XXI век». Она посвящена масштабной экспозиции авангардного искусства, прошедшей в городах Вятской губернии сто лет назад. Проект обращается к событиям начала 1920-х годов, когда на Третью передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии (современной Кировской области) привезли более 300 произведений актуальных художников того времени. Смотр должен был продолжиться в других городах губернии, однако из-за проблем с финансированием и начала осенней распутицы шедевры были оставлены в краеведческом музее города Яранск, куда прибыли на телегах, и забыты на долгие десятилетия.
Благодаря директору Вятского художественного музея Анне Шакиной и искусствоведу Андрею Сарабьянову, «Авангард: на телеге в XXI век» стал настоящей передвижной выставкой нашего времени — Музей русского импрессионизма будет третьей точкой ее маршрута. Рассказываем о пяти ярких работах с выставки, а также о том, чем удивит зрителей ее московская версия.
Алексей Моргунов. Композиция, 1915–1916
Алексей Моргунов, друг и соратник Казимира Малевича, был сыном известного русского пейзажиста Алексея Саврасова. С начала 1910-х художник был неизменным участником авангардных проектов. Считается, что Моргунов создал эмблему «Бубнового валета» и первый плакат выставки объединения.
Двусторонняя картина «Композиция» относится к кубистическому периоду творчества художника. Предположительно, она участвовала в «Первой футуристической выставке картин „Трамвай В“» в 1915 году под названием «Гимназист» (№ 35). Полотно было обнаружено в аварийном состоянии кураторами в собрании Слободского краеведческого музея в Кировской области во время подготовки выставки «Авангард. На телеге в XXI век». Было решено отреставрировать произведение. С помощью краудфандинговой кампании Музею русского импрессионизма удалось собрать почти миллион рублей на реставрацию: в проекте по сбору средств за три месяца приняло участие более 800 человек. На московской выставке «Композиция» будет представлена впервые за долгие десятилетия.
Николай Фешин. Портрет М. Н. Евлампиевой, 1914
Один из главных представителей Казанской художественной школы, Николай Фешин был учеником Ильи Репина, представителем импрессионизма и модерна. Художник приобрел большую популярность не только в России, но и за границей: с 1909 года его работы регулярно участвовали в зарубежных выставках, в том числе трижды на международной выставке в Мюнхене, а также в Нью-Йорке, Риме, Амстердаме, Венеции и в других городах.
Излюбленным жанром Николая Фешина был портрет. Портрет Марии Евлампиевой, ученицы архитектурного отделения Казанской художественной школы, Фешин написал в 1914 году.
Произведения представителей казанской художественной школы, которые участвовали в Третьей передвижной выставке 1921 года — одно из главных дополнений московской версии проекта. Благодаря инициативе кураторов Андрея Сарабьянова и Анны Шакиной в столицу удалось привезти работы из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, которые не экспонировались в Екатеринбурге и Кирове.
Георгий Лазарев. Лежащая женщина, 1920
О биографии Георгия Лазарева мы знаем немногое. Известно, что в конце 1910-х годов он стал одним из лучших учеников Ильи Машкова. Сокурсники вспоминали его как человека несколько странного, однако знающего свое дело: о нем говорили как об опытном живописце.
«Лежащая женщина» из фондов Яранского краеведческого музея — одна из четырех сохранившихся картин художника. Вероятнее всего, это полотно стало одним из наиболее популярных экспонатов Третьей передвижной художественной выставки в Советске, в первую очередь в силу сюжета, который привлекал и шокировал зрителя. Изображение обнаженного женского тела было в новинку для жителей небольшого провинциального города.
Александр Родченко. Линии на зеленом, № 92, 1919
Александр Родченко — незаменимая фигура русского искусства первой половины XX века. Он стал символом советской фотографии, занимался живописью, созданием плакатов, скульптурой, архитектурой и театром. В творчестве Родченко много экспериментировал: в 1917–1918 годах работал с плоскостью, в 1919 году написал серию «Черное на черном» — работы, основанные лишь на фактуре, в 1919–1920 годах ввел в произведения линии и точки как самостоятельные живописные формы.
Родченко придумывает термин «линиизм». «Линии на зеленом» — одна из первых его работ в этой системе. В статье «Линия» художник писал: «Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще. Линия есть путь прохождения, движение, столкновение, грань, скреп, соединение, разрез».
Илья Машков. Пейзаж (Мотив подноса), 1911
Илья Машков, один из основателей художественного объединения «Бубновый валет», в 1908 году совершил свою первую поездку за рубеж. «Был я в 17 городах Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании и Италии. Заграничная поездка дала мне много свежих сил и воодушевления», — так писал о своем путешествии художник. Во Франции Машков увлекся фовизмом: почти все картины конца 1900-х он писал в этом стиле.
В пейзаже 1911 года также проявилось увлечение художника новой французской живописью. Здесь читаются характерные особенности этого направления: насыщенные декоративные цвета, резкие контуры, отказ от сложных форм. В изображении пронзительно оранжевого неба, синего моря и розовых гор видна страсть художника к яркой палитре. Подобные композиции сам автор называл «пейзажами-подносами», прежде всего по причине их декоративности, отсылающей к традиционной росписи подносов цветочными и ландшафтными мотивами.
Когда: 3 февраля — 22 мая
Где: Музей русского импрессионизма, Ленинградский проспект, 15, стр. 11