Галерея «Эритаж» открывает выставку «Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне. Диалог России и Италии». Новый художественный проект кураторов Кристины Краснянской и Зарины Тайц посвящен сравнению произведений художников итальянского течения арте повера и работ художников круга «Русское бедное» в России. В экспозиции также появятся предметы дизайна 1970-х годов, созданные под влиянием этого направления.

Арте повера в России и Италии: выставка в галерее «Эритаж» | mydecor.ru

Впервые термин арте повера появился в 1960-х годах, когда куратор и арт-критик Джермано Челант открыл выставку «Arte Povera e IM Spazio» в Генуе. Название художественного проекта как нельзя лучше описало появившуюся тенденцию в искусстве: несмотря на и во многом из-за экономического процветания Италии и развития потребительской культуры художники выбирали «бедные» материалы и стремились противостоять коммерциализации искусства, хотели вывести его за пределы рынка. Представители арте повера, среди которых были Джузеппе Пеноне, Марио Мерц, Яннис Кунеллис, Марио Чероли, верили в творчество как мощный инструмент социального воздействия и использовали его в политическом контексте.

Валерий Кошляков. Пролетарский Пантеон из серии «Галерея русских фантазий», 1998.
Валерий Кошляков. Пролетарский Пантеон из серии «Галерея русских фантазий», 1998.

Новое направление в искусстве не могло не проявить себя и в области предметного дизайна. Так, в галерее можно будет увидеть произведения Урано Пальмы, функциональные объекты архитектора, дизайнера и поэта Риккардо Дализи, мебель Марио Чероли, созданную специально для фильмов Пьера Паоло Пазолини, и керамические объекты скульптора и керамиста Альфонсо Леони.

Ринат Волигамси. Дом, 2016.
Ринат Волигамси. Дом, 2016.

Название «Русское бедное» также возникло от названия одноименной выставки, прошедшей в пермском Музее современного искусства ПЕРММ в 2008 году. Тогда в экспозиции были показаны работы 36 художников, которые и не имели общего манифеста и не работали коллективно, но все же были связаны между собой общими идеями и представлениями. «Русское бедное» не идентично итальянскому политическому протесту, это неофициальное искусство, которому удалось выйти из укрытия после распада Советского Союза и которое продолжает существовать дальше в силу многих факторов — не только материальных, но и ментальных. На выставке «Антология бедного в изобразительном искусстве и дизайне» будут представлены работы и спецпроекты художников разных поколений: Александра Бродского, Рината Волигамси, Валерия Кошлякова, Андрея Кузькина, Ивана Лунгина, Николая Полисского, Хаима Сокола, Сергея Шеховцова.

Марио Чероли. Стулья. Mobili Nella Valle, стулья, 1972.
Марио Чероли. Стулья. Mobili Nella Valle, стулья, 1972.

Когда: 26 марта — 30 мая

Где: Галерея «Эритаж», ул. Петровка, 20/1

Сергей Шеховцов. Стая собак, 2020.
Сергей Шеховцов. Стая собак, 2020.