За вдохновением и новыми идеями дизайнеры чаще всего едут на iSaloni или Maison&Objet, ведь Париж и Милан традиционно считаются центрами дизайна. Но с апреля по сентябрь проходит почти полгода, когда тоже требуется подзарядка. В таком случае самое время отправиться в Швейцарию, где в июне небольшой буржуазный Базель превращается в бурлящий котел галеристов, художников, кураторов и дизайнеров. Кроме основной программы, к ярмарке готовятся все музеи и организовываются дополнительные секции, так что приезжать стоит минимум на 3 дня, чтобы успеть посмотреть все.

ArtBasel
ArtBasel

ArtBasel - крупнейшая мировая ярмарка современного искусства, кураторы которой внимательно следят за качеством работ. Выставка проводится с 1970 года, когда галерей было всего три, а в этом году их почти триста. Сюда стоит идти не только за новыми именами, но и за классиками - Моне, Кандинским и Пикабиа. Цену на любую работу можно узнать и проконсультироваться с галеристом, вдруг вы ищите в интерьер работы Александра Колдера или Роберта Раушенберга. На экспозиции традиционно много скульптуры из металла, полимеров и неоновых инсталляций. Здесь на одном стенде зачастую хореография сочетается с абстрактной живописью и звуками скрипки.

LISTE Art Basel собрала самые прогрессивные галереи, представляющие молодых художников, чьи работы зачастую достаточно сложно воспринимать, настолько они радикальны. Но именно здесь я стояла рядом с Найтом Ландесманом /издателем авторитетного журнала Artforum/ у вращающегося полотна Santo Tolone, который не переставал восхищаться возможностью бесконечно рассматривать картину вверх ногами и сбоку. В программе секции - перфомансы и лекции, публичные чтения и встречи с художниками.

LISTE Art Basel
LISTE Art Basel
LISTE Art Basel

Parcours - искусство, вышедшее за пределы галерей и разместившееся в частных домах и садах, кинотеатрах и церквях города. Осмотреть все работы можно было, неспешно прогуливаясь вокруг Münsterplatz. Тема этого года - исследование отношений друг с другом, природой и животным миром. Звуковая инсталляция Дэниэла Густава Крамера позволяет перемещаться от побережья Калифорнии к Португалии, переходя из комнаты в комнату. Сэм Дюрант построил мифологический лабиринт, позволяющий проследить развитие демократии со времен Древней Греции. Альфредо Джар поднимает тему мигрантов, превращая коробку для пожертвований в произведение искусства.

Parcours

Unlimited поразила громкими именами и масштабом работ. Аниш Капур с гигантскими камнями-драконами, покрытыми синим пигментом, Ай Вэйвэй с традиционным китайским домом, стоящим на стеклянных шарах, Ханс Оп де Беек с домом коллекционера, где все стены, пол и предметы покрыты серым пеплом заставили напрячь воображение и привлекли максимальное количество посетителей. Оптические иллюзии с зеркалами, бетон и многослойный акрил, неон - художники готовы бесконечно экспериментировать с материалами, а зрители - бесконечно удивляться.

Unlimited
Unlimited

Фонд Бейлера во время ярмарки принимает выставку кинетических скульптур Александра Колдера и равновесные работы Фишли и Вайса в здании, спроектированном архитектором Ренцо Пьяно для коллекционеров Эрнста и Хилди Бейлеров, которые собрали выдающиеся образцы современного искусства. Лучшего окружения для Пикассо, Моне и Джакометти сложно придумать - наполненный светом павильон, открытый саду и пруду обволакивает работы мягким ровным светом.

Voltashow - занимает уверенный средний уровень между признанными авторитетами ArtBasel и начинающими художниками Liste. Секция Volta вырастила уже не одно поколение художников, которые теперь выставляются в основном разделе.

Voltashow
Voltashow
Voltashow

В Vitra Campus экспозиция меняется каждые шесть месяцев, поэтому приезжать сюда можно в любое время, но к Art Basel кампус подготовился основательно - в Vitra House последний этаж отдали Индии Мадави и ее фантазиям на тему Алисы в Стране Чудес и розовому цвету, выставка в павильоне Фуллера посвящена изобретению цветного скотча, из которого под потолком собрана подвижная инсталляция, а музей принимает выставку Александра Жирара - одного из самых именитых текстильных дизайнеров ХХ века, который благодаря своему интернациональному опыту собрал впечатляющую коллекцию фольклорного искусства, переосмыслил и изобрел свои собственные принты и уникальные предметы мебели.

Vitra Campus

DesignMiami - не просто ярмарка предметов дизайна, где главные мировые галереи представляют мебель и светильники культовых дизайнеров ХХ века музейного качества. Кураторы стараются сделать выставку максимально коммерческой, разрабатывая коллаборации с дизайнерами, а также устраивают лекции с авторами. Этот раздел в первую очередь для ценителей функциональности и желающих обставить свой дом предметами высокого дизайна.

DesignMiami

Самое сильное впечатление произвела работа китайского художника Ай Вэйвэя - инсталляция исторического китайского дома, стоящего на стеклянных шарах. Художник выкрасил деревянный дом белой краской, полностью лишив его традиционной декоративности, присущей богатым домам династии Цин. Как и во многих других своих работах, Ай Вэйвэй исследует культурно-антропологические взаимоотношения и исторический контекст и обращает внимание на разрушение традиционных ценностей, которе захватило Китай вместе с модернизацией 60х годов ХХ века.

Инсталляция Ханса Оп де Беека "Дом Коллекционера" создана для того, чтобы полностью захватить зрителя своим масштабом и поглотить его внимание. Зритель попадает в абсолютно серый неоклассический дом, окруженный таким же серым садом с лишенными цветом книгами, пианино, кувшинками и павлином. Внутри инсталляции создается впечатление мифологического пространства, отсылающего ассоциациями то ли к Помпеям, покрытых пеплом, то ли к абсолютной пустоте. В таком пространстве чувства обостряются: зрение напрягается, желая различить хотя бы несколько оттенков, слух и осязание пытаются выхватить шорохи и фактуры, но это не удается.

Дом Коллекционера