Алина Пинская
Искусство с середины ХХ века до наших дней, коллекционный дизайн

Основатель и арт-директор Alina Pinsky Gallery

Личный сайт

Название проекта отсылает к термину Hard Edge Painting, или «Живописи жестких контуров», — одному из ключевых течений американского искусства 1960-х — 1970-х годов. Считается, что американские минималисты в какой-то степени отталкивались от идей конструктивизма и авангарда. На выставке «Четкие контуры» представлены работы прямых наследников русского авангарда, сохранявших и развивавших в СССР, наперекор системе, главный художественный язык ХХ века — язык модернизма.

На Западе геометрическая абстракция 1960-70-х годов — признанная дорогая классика. У нас произведения художников того же поколения, обнаруживающие, по словам искусствоведа Леонида Бажанова, «определенные точки соприкосновения, пересечения с почти параллельными явлениями в мировом  искусстве»,  до сих пор известны только специалистам и серьезным коллекционерам.

Римма Заневская. «Композиция», 1969. Холст, темпера.
Римма Заневская. «Композиция», 1969. Холст, темпера.

В 1950-е годы мировые тренды в искусстве претерпевали изменения. Живопись спонтанного жеста (ташизм, абстрактный экспрессионизм), с точки зрения некоторых художников и критиков, исчерпала себя. К концу десятилетия господствующей тенденцией в мировом искусстве была скорее геометрическая абстракция, чем лирическая.

Британский критик Лоренс Аллоуэй (Lawrence Alloway) первым в 1959 году  дал определение hard edge живописи четырех американских абстрактных художников на выставке, организованной в Великобритании Жюлем Лангснером (Jules Langsner). Название прижилось. К «hard-edge painting» причисляют многих калифорнийских художников, ведь исторически это было локальным явлением. Но зачастую к нему относят и некоторых известнейших мастеров американского Восточного побережья, таких, как Барнетт Ньюмен (Barnett Newman), Элсуорт Келли (Ellsworth Kelly) и Фрэнк Стелла (Frank Stella). Более того, со временем это определение стало использоваться для геометрической абстракции второй половины XX века в целом.

Владимир Андреенков. «Три голубых вертикали», 1981. Холст, масло.
Владимир Андреенков. «Три голубых вертикали», 1981. Холст, масло.

Геометрическая абстракция второй половины XX века известна в разных странах под разными именами. В США ее называли «живописью жестких контуров» и «минимализмом», в Швейцарии и Аргентине — «конкретным искусством», в Великобритании, благодаря огромному влиянию Наума Габо (Naum Gabo), — «конструктивизмом». При всем своеобразии искусства отдельных художников и групп эти течения родственны.

Франциско Инфанте. «Красная бесконечная линия», 1962-1963. Холст, масло.
Франциско Инфанте. «Красная бесконечная линия», 1962-1963. Холст, масло.

Во-первых, их связывает общая родословная: все они восходят к геометрической абстракции 1920-х, супрематизму, неопластицизму и конструктивизму. Опыт русского конструктивизма, усвоенный и переработанный, очень важен для всех художников, тяготевших к геометрии. Помимо открытий модернизма и русского авангарда начала века на послевоенное поколение американцев в значительной степени повлиял бывший профессор Баухауса Йозеф Альберс (Josef Albers), творчество которого в поздние годы, уже как американского художника Джозефа Алберса, иногда тоже рассматривается в русле hard edge painting. Оп-арт через Виктора Вазарели (Victor Vasarely) был также связан с теорией и практикой Баухауса. Во-вторых, большинству художников «геометрического спектра» свойственно скептическое отношение к «исповедальности» искусства; их творчество было ближе к рациональной проектной работе, в ряде случаев произведения демонстрировали и влияние точных наук.

Владимир Андреенков. «Ранняя весна», 2007. Холст, масло.
Владимир Андреенков. «Ранняя весна», 2007. Холст, масло.

В СССР в конце 1950-х гг. из-за того, что на международных выставках показывали не столько новое, сколько общепризнанное искусство, «новым словом» в живописи стал именно «ташизм». К геометрической абстракции советские художники пришли позже, поодиночке, каждый по-своему.

Большинство российских художников, близких по стилистике к «hard edge» входили в группу «Движение» (Лев Нусберг, Франциско Инфанте, Римма Заневская) или были как бы на ее орбите (Нонна Горюнова). Многие (Злотников, Андреенков, Юликов) работали дизайнерами, графическими или средовыми. Для них, как и для конструктивистов 1920-х годов, станковое искусство и прикладная проектная работа дополняли друг друга. Михаил Чернышов стоял особняком — он не работал как дизайнер, не учился в художественных вузах, а с юности проводил все свободное время в московской Библиотеке иностранной литературы — в поисках информации о современном искусстве.

Игорь Шелковский. Из серии «Флаги», 1997. Холст, масло.
Игорь Шелковский. Из серии «Флаги», 1997. Холст, масло.

Все эти авторы относились к так называемому «неофициальному» искусству. Для них был важен полузапретный тогда советский авангард, о котором изредка писали (чаще в контексте как раз истории дизайна), но своими глазами его можно было увидеть лишь в музейных запасниках и частных коллекциях. Современное искусство Западной Европы и Америки было им знакомо по иностранным журналам, передававшимся из рук в руки. Надо сказать, и в тогдашней Западной Европе молодые художники редко могли увидеть американскую живопись своими глазами. Журналы и каталоги были главным источником знаний для всех, по какую бы сторону «железного занавеса» они ни жили.

Александр Юликов. «4х цветная композиция», 1974. Холст, масло.
Александр Юликов. «4х цветная композиция», 1974. Холст, масло.

Расхожий прием интерпретации отечественного «неофициального» искусства — отождествление тех или иных художников с известными западными течениями: Юликов — «наш» минимализм, Нусберг и Инфанте — «наш» кинетизм.  Как правило, сами художники выступают против таких определений. Им важно отстоять свою индивидуальность. Александр Юликов, например, настаивает, что стал «минималистом» раньше, чем по-настоящему познакомился с американским искусством этого направления. Инфанте гордится, что нашел метафору самого мироустройства. Владимир Андреенков, в чьих работах видят сходство с рациональным искусством цюрихской школы, утверждает, что его живопись — интуитивная, сродни музыкальной импровизации. И только Игорь Шелковский, вовремя уйдя в скульптуру, счастливо избежал рубрикации.

Отечественная «живопись четких контуров», минимализм, возможны и другие названия (общепринятого нет) — не воспринимается у нас как самостоятельное течение. Чаще как эксперименты некоторых художников. Однако, эта тема заслуживает пристального рассмотрения: удивительно, как художники, находясь в сложной социальной обстановке, в изоляции от мировых художественных процессов, умудрялись делать вещи в контексте именно мировом!

Михаил Чернышов. «Удвоение — диагональ», 1978. Холст, масло.
Михаил Чернышов. «Удвоение — диагональ», 1978. Холст, масло.

Со-куратор выставки: Ирина Горлова, руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи.

Когда: 23 октября — 5 декабря

Где: галерея Алины Пинской, ул. Пречистенка, 28