Александр Савинов — один из тех многочисленных художников начала XX века, кто был любим современниками, но впоследствии был забыт широкой публикой. «Умиротворенный Врубель» выработал собственный уникальный живописный стиль, основанный на синтезе итальянской живописи эпохи Возрождения, мотивах античных фресок и современной французской живописи. Открыть для себя живопись мастера монументальных картин-панно можно на персональной выставке «Александр Савинов. Миражи» в Музее русского импрессионизма. В этом материале рассказываем вам о пяти наиболее ярких и запоминающихся работах «умиротворенного Врубеля».
«Автопортрет», 1902
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
К автопортретам Савинов прибегал редко: до наших дней дошло только три автопортрета художника, два из которых (1930 и 1939 года) выполнены схематично и походят больше на этюды и эскизы, чем на полноценные произведения. Однако автопортрет 1902 года художник писал с особым трепетом: в дальнейшем картина стала подарком матери Екатерине Ивановне ко дню ангела. Работал над полотном Савинов в Петербурге в комнате, которую он снимал в доме на 4-й линии Васильевского острова. Писал художник в основном ночами, чем и объясняется сумрачный колорит полотна. В 1903 году Савинов писал родителям в Саратов: «Вам и папочке в подарок вышлю свой портрет. Немного вышел рыжий, так как писал ночью, и выражение взято то, какое у меня было за работой. <…> Мамочка, повесьте портрет подальше от света и так, чтобы свет был слева. Вообще постарайтесь, чтобы лучше было повешено, не так, как дедушка».
«Женщина с филином», 1907
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева
Работу над «Женщиной с филином» Савинов начал в Саратове после возвращения из первой поездки в Европу — летом 1906 года. Савинов мог почерпнуть такой необычный образ у прерафаэлитов — прежде всего у полотна Валентина Принсепа «Сова», которое художник мог видеть во время своего путешествия в Лондон, — а также позаимствовать подобную символику у орнаментального декора в архитектуре северного модерна. Образ филина присутствует у Савинова и в пейзаже — в том же 1906 году художник напишет «Ночной пейзаж с филином», где птица мудрости станет главным и единственным героем полотна.
«Окно», 1909
Курганский областной художественный музей
Атрибутировать картину Савинова «Окно» из Курганского областного художественного музея удалось лишь недавно. Согласно исследованию, проведенному Ангелиной Ступиной, старшим научным сотрудником Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, данное произведение было написано Савиновым в 1909 году в Саратове в период кратковременного визита художника в родной город между первым и вторым этапами пенсионерской поездки в Италию. Уточнить датировку позволило обнаруженное в архиве музея письмо Александра Савинова Лие Цитовской, будущей супруге художника: «…затем начал этюд окна, видно небо, старые здания отживающего свой век былого Саратова, церковка с зелеными куполами, верхушки деревьев с вороньими гнездами, каменные и деревянные постройки, полуразвалившаяся старая заплесневевшая стена. Туманно все, сыро». В 2022 году полотно было отреставрировано Музеем русского импрессионизма при участии Фонда поддержки национальной премии «Гражданская инициатива».
«Портрет Марии Андриевской», 1911
Государственный Русский музей
В начале 1911 года Александр Савинов возвращается в Петербург из Италии и начинает работать над частными заказами на портреты. Наиболее эффектным портретом этого периода является образ Марии Владимировны Андриевской. Работу над ним Савинов описывал так: «…(портрет мне заказали за 600 рублей), так вот сегодня я уже был там, скомпоновал приблизительно в голове из имеющейся обстановки, познакомился со всеми и в понедельник приступаю к работе. <…> Кстати, когда я был там, приехал Серов, но нас изолировали друг от друга. Я с дочкой в одной комнате, Серов с матушкой в другой (он ее рисует). А в комнате моей шестнадцатилетней модели приютилась Антонова со своим этюдом. Словом, пишем. И бедный хозяин дома руками машет в отчаянии от избытка искусства».
«Натальевка», 1913
Собрание Наталии Соколовой, Москва
С 1912 по 1916 год Савинов вместе с семьей провел в имении Натальевке Харьковской губернии — там по заказу Павла Харитоненко художник работал над росписями построенного Алексеем Щусевым храма-музея Спаса Всемилостивейшего. Период работы в Натальевке оказался очень важным в контексте дальнейшего роста Савинова как художника. Опытным путем он постигал особенности монументального искусства, которым увлекался уже долгое время. Работа над монументальными росписями поглощала все его внимание, и на станковую картину не оставалось времени. В Натальевке Александром Савиновым были написаны только буколический пейзаж и большой портрет Павла Харитоненко (уже после смерти мецената), а также выполнен ряд графических листов с изображением оленей, ланей, свободно обитавших в тех краях.
Выставка «Александр Савинов. Миражи» будет открыта в Музее русского импрессионизма с 21 октября 2022 года по 22 января 2023 года.