21 февраля — 21 апреля в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина проходит выставка «Афишемания». На ней представлено 130 плакатов конца XIX — начала XX века.
Посетители выставки смогут не только узнать о зарождении и эволюции плакатного искусства, но и на их примере проследить историю целой эпохи во Франции — Belle Époque. Кроме того художественная реклама — это документальное свидетельство своего времени. Рекламный плакат отражает идеологию разных политических партий, служит рупором идей социалистов и анархистов, демонстрирует достижения науки и техники. Это «двигатель прогресса», проводник новых веяний, оказавший большое влияние на распространение художественных стилей ар-нуво и ар-деко и во многом определивший эстетику эпохи.
В России ХIX века коллекционирование плакатов не получило широкого распространения. Известны два крупных собрания: знатока гравюры Павла Эттингера и предпринимателя Федора Федорова. Благодаря им сегодня Пушкинский музей обладает одной из самых значимых коллекций французской литографированной афиши в России. В нее входят работы художников второй половины XIX и начала XX века, среди которых Поль Гаварни (Paul Gavarni), создатель жанра художественной афиши Жюль Шере (Jules Chéret), представители стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), Эжен Грассе (Eugène Grasset) и Альфонс Муха (Alfons Maria Mucha), карикатуристы Адольф Вийетт (Adolphe-Léon Willette) и Гюстав Жоссо (Gustave-Henri Jossot).
Их работы представлены в семи разделах выставки: «Стены, заборы, витрины», «Живопись улиц», «Кабаре, театр, выставки», «Музы коммерции», «Велосипеды, аэропланы, шины», «Вино, табак, консервы», «Стиль эпохи: ар-нуво».
Куратор Ирина Никифорова, ведущий специалист отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Когда: 21 февраля — 21 апреля
Где: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)