Выставка «Красота» посвящена одному из самых сложных и драгоценных русских традиционных промыслов — золотному шитью, которое активно развивалось в суздальско-владимирской земле в XVI–XVII вв. На ней представлено более 60 редких предметов из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, каждый из которых — подлинное произведение народного искусства. Рассказываем о самых выдающихся из них.

Кокошник, начало XVIII в.

Один из ярких экспонатов в этой категории — кокошник, характерный для центральных областей России. Его могли носить и зажиточные красавицы Владимира, и модницы Москвы для участия в праздниках и обрядах. Кокошник имеет твердую основу, обтянутую натуральным шелком, богато расшит золотными нитями, украшен разноцветными стеклами, кусочками цветной фольги и рубленым перламутром.

5 самых интересных экспонатов выставки «Красота» в Суздальском Кремле

Кокошник, начало XVIII в.

Фото

пресс-служба Суздальского Кремля


Кокошник, конец XVIII в.

Этот кокошник более позднего времени, выполнен по типу новгородской кики. Его надевали по особым случаям замужние купчихи, мещанки и даже состоятельные крестьянки в Новгородской и Тверской губернии. Кокошник представляет собой усеченный конус с удлиненной передней частью и небольшими «ушками». Он богато украшен золотной вышивкой в виде двухглавых птиц и цветов, а также серебряными нитями, фольгой, блестками, разноцветными стеклами, бисером и рубленым перламутром.

5 самых интересных экспонатов выставки «Красота» в Суздальском Кремле

Кокошник, конец XVIII в.

Фото

пресс-служба Суздальского Кремля


Парчовый платок, первая половина XIX в.

Парчовые платки — часть парадного женского наряда. Их носили, как правило, в роспуск, поверх головного убора наподобие головных покрывал. Такие платки были особенно популярны в зажиточной крестьянской и купеческой среде.

Этот платок темно-фиолетового цвета выткан вручную шелковыми нитями и декорирован узором из золотных и серебряных нитей в виде фантазийных цветов и листьев. Два края украшены короткой бахромой.

5 самых интересных экспонатов выставки «Красота» в Суздальском Кремле

Платок парчовый, первая половина XIX в.

Фото

пресс-служба Суздальского Кремля


Боры, конец XVIII — начало XIX вв.

Боры или душегрея — это короткая пелерина на лямках, закрывающая спину и грудь, которую девушки носили поверх сарафана. Известным центром, в котором изготавливались душегреи, было село Городец Нижегородской губернии, поэтому мотивы вышивки перекликаются с архитектурной резьбой Поволжского региона.

5 самых интересных экспонатов выставки «Красота» в Суздальском Кремле

Боры, конец XVIII — начало XIX в.

Фото

пресс-служба Суздальского Кремля


Образец брусского бархата, XVII в.

Фрагмент материи происходит из Спасо-Евфимиева монастыря города Суздаля и представляет собой рытый турецкий бархат с восточным узором, который выткан серебряными, шелковыми и хлопчатобумажными нитями. «Турским» (турецким) или «брусским» его называли по городу Брусса в Малой Азии, где размещалась резиденции турецких султанов и было налажено производство тканей.

5 самых интересных экспонатов выставки «Красота» в Суздальском Кремле

Образец брусского бархата, XVII в.

Фото

пресс-служба Суздальского Кремля