Зинаида Серебрякова «Автопортрет»
Зинаида Серебрякова — одна из самых известных русских художниц. Именно портретный жанр занимал особое место в ее творчестве: она часто рисовала себя и членов своей семьи. Пожалуй, самая популярная работа Серебряковой — автопортрет «За туалетом» (1909), приобретенный Третьяковской галереей. Однако немногие знают, что большую часть времени Серебрякова проводила в родовом имении «Нескучное» Курской губернии, где неоднократно писала автопортреты, примеряя разные образы и роли: изображала себя в обыденном платье, с повязанным чалмой шарфом на голове, в костюме Пьеро. Так художница экспериментирует, исследует стили и эпохи, создавая собственную летопись жизни матери семейства и художницы.
Борис Кустодиев «Автопортрет»
Борис Кустодиев известен как ведущий портретист России начала ХХ века. Он был одним из лучших учеников Репина, успешно окончил Академию художеств и удостоился поездки в Европу. К сожалению, с середины 1910-х годов Кустодиев не мог вести активный образ жизни из-за тяжелого заболевания, многие художники старались поддержать его — Бродский, собравший впечатляющую коллекцию произведений современников, активно приобретал работы Кустодиева.
Рассмотрим автопортрет, где Кустодиев специально делает свой образ карикатурным — он полуобнажен, живот деформирован, а сам он сидит в инвалидном кресле. Кустодиев старается иронично изобразить свой физический недуг — болезнь позвоночника. В углу рисунка художник пишет: «Б. Кустодиев. Мой портрет в весьма обнаженном виде. 5 июля 1925». Это нестандартная работа Бориса Кустодиева, ведь мы привыкли видеть его яркие и живые картины и образы. И на это стоит посмотреть.
Роберт Фальк «Автопортрет с завязанным ухом»
Считается, что каждый художник, переживая сложный период, пишет свои лучшие картины. Если мы упомянули Бориса Кустодиева, то вспоминается и имя другого художника — Роберта Фалька. Среди более чем 30 автопортретов Роберта Фалька особенно выделяется «Автопортрет с завязанным ухом», известный также под названиями «Мужчина с наушниками» и «Зубная боль».
История этой картины печальна. Она появилась после того, как Фальк прошел лечение в санатории в Покровском-Стрешневе под Москвой. Ранее Фальк добивался развода с первой женой Елизаветой Потехиной, отвечал по уголовному делу о поджоге барского дома, совмещал занятия живописью с преподаванием во ВХУТЕМАСе. В результате Роберт создал работу, на которой печальный человек смотрит на зрителя. Картина отсылает к знаменитому «Автопортрету с перевязанным ухом» Винсента Ван Гога, хотя Фальк никогда не был его поклонником.
Александр Родченко и Варвара Степанова «Автопортреты»
Самые яркие автопортреты в этой подборке были написаны русскими авангардистами-конструктивистами Александром Родченко и Варварой Степановой. Эти работы стали подытогом их творческих поисков в станковой живописи. С одной стороны, художники перестают следовать каким-либо правилам и пишут нетипичные автопортреты — огрубленные и геометризованные, они лишены реального сходства и психологических характеристик. С другой стороны, их работы выполнены в классическом цветовом оттенке — «мужской» синий тон и «женский» — розовый и желтый.
Уже через год на выставке «5 × 5 = 25» художники объявили о своем переходе в производственное искусство. Степанова будет много заниматься рисунком по тканям и прозодеждой, Родченко — мебелью, предметным дизайном, рекламным плакатом, фотографией. Нельзя пропустить эти картины. Они являются последними работами, написанными этой творческой парой, которая переосмыслила подход к искусству.
Мария Дервиз-Фаворская «Автопортрет с мужем»
Если мы заговорили про парные автопортреты, то здесь важно вспомнить про художников Марию и Владимира Фаворских. Они отдавали предпочтение жанру портрета, чаще — двойному портрету, и почти всегда в таких композициях они изображали своих близких. Мария Фаворская в своей работе «Автопортрет с мужем» особенно выделяет образ супруга. Кажется будто это зритель смотрит в зеркало, но видит разглядывающих себя мужчину и женщину. Подобная нетрадиционная композиция напоминает современное селфи. Такое смелое решение в жанре двойного портрета на рубеже 1910–1920-х годов в русском искусстве становится ответом реалистического искусства авангарду, в своих радикальных экспериментах часто пренебрегавшему вниманием к психологизму изображаемых людей.