Тереза ​​Марголлес, «О чем еще мы можем поговорить?» (What Else Could We Talk About?), 2009

Мексиканская художница Тереза ​​Марголлес нередко обращается к теме смерти, социальной несправедливости и насилия, подпитываемого наркоторговлей. На 53-й Венецианской биеннале она представила инсталляцию, которая превращает артефакты, связанные со смертью, в произведение искусства. Для ее создания были использованы окровавленные осколки и лоскуты тканей с мест преступления, а также частью работы стал перфоманс, в ходе которого мужчина мыл пол жидкостью, полученной из мексиканских моргов. С помощью всего этого художница, прежде всего, хотела обратить внимание на цену системного неравенства.

15 лучших произведений искусства XXI века по версии Art News | mydecor.ru

Артур Джафа, «Любовь — это послание, Послание — это смерть» (Love Is the Message, The Message Is Death), 2016

Видеоработа Артура Джафа представляет собой семиминутный клип, в которым собраны важные эпизоды из истории афроамериканцев, начиная от выступлений Мартина Лютера Кинга-младшего и заканчивая протестами движения Black Lives Matter. Кадры, сменяющиеся под песню Канье Уэста Ultralight Beam, складываются в единое произведение, балансирующее между ужасом и подлинной красотой.

Дорис Сальседо, Безымянная инсталляция для 8-й Международной Стамбульской биеннале, 2003

Для Стамбульской биеннале 2003 года Дорис Сальседо сложила 1550 деревянных стульев в пространстве между зданиями, на месте которого раньше был многоквартирный дом. Масштабная инсталляция отсылает к событиями 1955 года, Стамбульским погромам, и отдает дань памяти тысячам людей, которые были убиты или изгнаны из-за этнической и религиозной нетерпимости.

Мария Айххорн, «5 недель, 25 дней, 175 часов» (5 Weeks, 25 Days, 175 Hours), 2016

Мария Айххорн закрыла лондонскую галерею Чизенхейл на срок, указанный в названии работы. На это время сотрудникам был предоставлен оплачиваемый отпуск, им запретили отвечать на звонки и электронные письма, а посетителей встречали только закрытые ворота и табличка с надписью «5 недель, 25 дней, 175 часов». Необычный перфоманс был ярким напоминанием о том, что любое выставленное произведение искусства обязано труду других.

Хито Штайер, How Not to Be Seen: A Fucking Didactic .MOV File, 2013

Серия видео, созданные Хито Штайер в начале 2010-х годов, исследует состояние тотальной видимости, к которому привела цифровизация. В своем ироничном ролике Хито делится советами, как сохранить приватность, среди них есть как действительно полезные, так и совершенно абсурдные. Так художница дает понять, что все попытки остаться невидимым в современном мире тщетны, и все мы можем в итоге можем стать пикселями, с которыми можно делать все, что угодно.

Кристиан Марклей, «Часы» (The Clock), 2010

Работа Кристиана Марклея представляет собой 24-часой фильм, состоящих из тысяч кадров из кино и телепередач, на которых появляются часы. На создание ролика у художника ушло три года. Сцены, синхронизированные с реальным временем, с одной стороны, демонстрируют техническое мастерство автора, а с другой — заставляют задуматься о течении времени.

Бушра Халили, «Проект „Картографирование путешествий“» (The Mapping Journey Project), 2008-2011

Проект художницы Бушры Халили рассказывает истории восьми беженцев из Северной Африки и Палестины. На видео они самостоятельно отмечают на картах перманентным маркером путь, который они проделали, чтобы попасть в Европу. Эти ломаные линии символизируют барьеры, как географические, так и бюрократические, которые приходится преодолевать мигрантам ради новой жизни.

Джули Мерету. Retopistics: A Renegade Excavation, 2001

Работа Джули Мерету тоже посвящена миграции, в основу абстрактной картины шириной 6 метров легли планы аэропортов со всего мира. Масштаб полотна символизирует необъятность нашего мира, которая благодаря глобализации в 2000-х годах стала чувствоваться еще сильнее.

Харун Фароки, «Глаз/Машина I» (Eye/Machine I), 2001

Eye/Machine I является первой частью трилогии немецкого режиссера Харун Фароки, чей стиль видеоэссе многие пытались копировать. Ролик в основном стоит из размытых кадров, сделанных с воздуха и с помощью камер наблюдения, которые зрителю предстоит интерпретировать самостоятельно.

Адриан Пайпер, «Адриан переезжает в Берлин» (Adrian Moves to Berlin), 2007

Работы Адриан Пайпер оставили ощутимый след в истории искусства, но это видео отражает всю сущность ее творчества. На кадрах запечатлена сама художница, танцующая под берлинский хаус на Александерплац вскоре после переезда из США. Танец обнажает игривую натуру Адриан и ее умение видеть зло этого мира так же ясно, как и его радости.

Источник: Getty Images
Фото
Getty Images

Керри Джеймс Маршалл, «Без названия (Студия)», 2014

Эта работа Керри Джеймса Маршалла богата деталями: от тонко прорисованного силуэта собаки до голубого небо, которое мельком видно через окно. Но важнее всего здесь центральный персонаж — афроамериканская художница, пишущая портрет модели. Дело в том, что не так давно в студиях работали только белые. Таким образом, Керри Джеймс Маршалл утверждает чернокожего художника как главного героя в истории искусства.

Кэмерон Роуленд, Attica Series Desk, 2016

Работа Кэмерон Роуленд представляет собой обычный стол, который можно встретить в любом офисе. Но за ним скрывается история системой эксплуатации: стол был сделан заключенными тюрьмы «Аттика» в Нью-Йорке, которые в то время получали от 0,16 до 1,25 доллара в час.

Камиль Энро, «Сильная усталость» (Grosse Fatigue), 2013

Видеоработа Grosse Fatigue представляет собой коллаж из фотографий котиков, классических картин и фрагментов научных исследований. Бесконечное количество всплывающих окон, которые появляются под джазовые ритмы Joakim Bouaziz, отражают обилие окружающей нас информации и то, как мы пытаемся ее осмыслить.

Андреа Фрейзер, «Маленький Фрэнк и его карп» (Little Frank and His Carp), 2001

За 35 лет Андреа Фрейзер не раз критиковала индустрию культуры и арт-рынок посредством рискованных видеоперформансов. В ролике Little Frank and His Carp Андреа прогуливается по Музею Гуггенхайма в Бильбао, который спроектировал известный архитектор Фрэнк Гери. Художница с нарочитым восхищением реагирует на восторженный голос аудиогида, иронизируя над авторитетом музеев, которые пытаются влиять на восприятие публики.

Симона Ли, Brick House, 2019

Этот огромный бронзовый бюст, выигравший «Золотого льва» на Венецианской биеннале в 2022 году, является частью целой серии скульптур, которая посвящена чернокожим женщинам и африканской культуре.

Опрос

Сколько работ вы знали?

  • 1
    %
  • 2-3
    %
  • Больше 5
    %
  • Ни одной
    %