Выставка «Мыслящий ландшафт» — совместный проект Музея Москвы и галереи «Триумф — посвящена искусству, которое исследует окружающее пространство и ищет формы взаимодействия с ним через живопись, архитектуру, скульптуру, фотографию, видео. Объединив работы более двадцати современных художников, выставка разворачивает панораму российского культурного ландшафта. Увидеть выставку можно до 21 августа, а в нашей подборке — десять главных экспонатов от авторов разных поколений.
Мария Арендт. Дом Мельникова. 2011
В своих работах Мария Арендт размышляет о гармонии и хрупкости форм, очищенных от каких-либо признаков времени или географии. Вышивка в ее творчестве приобретает образ графики, едва намеченной на бумаге. «Дом Мельникова» — работа из серии «Ткань города», над которой художница начала работать в 2010 году.
Юрий Аввакумов. Наблюдательная вышка. Реконструкция. 1989/2009
Юрий Аввакумов — архитектор, художник и выставочный дизайнер, основатель популярного в 1980-х годах движения «бумажной архитектуры». Объект, представленный на выставке — копия наблюдательной вышки, которую художник сфотографировал в 1989 году в пограничном Кройцберге на территории Западного Берлина.
Иван Горшков. Автопортрет. 2022
Настолько огромные и выразительные автопортреты редко встретишь в выставочных пространствах. Его автор — Иван Горшков, известный в первую очередь переосмыслением традиционных живописи и скульптуры с помощью смелых материалов и форм. Горшков любит использовать визуальные коды цифровой эпохи, без которых современного человека и представить трудно.
Егор Плотников. За далью даль. 2019
Художник Егор Плотников решил не зависеть от трендов и в своих работах развивает жанр классического пейзажа родом из XIX века. Его работы продолжают традиции русской школы и обладают типичной для нее лаконичностью и эмоциональной сдержанностью. Особенность его работ — геометрические формы, которые как бы прорезают пейзажи. Например, заборы, фундаменты зданий или незакрашенные фрагменты холста.
Евгений Асс. Оммаж творчеству Александра Константинова. 2022
Советский и российский художник, математик и архитектор Александр Константинов известен на весь мир своими монументальными инсталляциями из цветного скотча и тонких деревянных планок. Первую подобную работу он выполнил для московского ГЦСИ в 2002 году. Для выставки «Мыслящий ландшафт» Евгений Асс создал оммаж его творчеству и спроектировал архитектурный фасад внутри Музея Москвы, используя характерный для классика метод.
Антон Ольшванг. Растения вдоль реки. 2012
Окружающий мир красив сам по себе, но нет предела совершенству. Главные объекты в инсталляции Антона Ольшванга — отлитые в серебре растения. Вдохновением для художника стала японская традиция икэбана, которая в переводе с японского означает «живые цветы». Цветы Ольшванга соответствуют заветам синтоизма, главной религии Японии, о том, что духи присутствуют во всех элементах окружающего мира.
Анастасия Цайдер. Аркадия. 2020
В проекте «Аркадия» фотограф Анастасия Цайдер сосредоточена на поиске пасторальной идиллии в советских микрорайонах. Парки и скверы были заложены в план квартальной застройки, но впоследствии оказались предоставлены сами себе: разросшиеся деревья и кустарники стали одновременно свидетелями и иллюстрацией экономических потрясений. Каждый зеленый листик делает эти типовые ландшафты уникальными.
Ева Хелки. Мирра/Myrrha. 2020
В работах Евы Хелки древние мифы спроецированы на современную реальность, а герои — близкие самой художницы. В работах Хелки изображает родной ей Васильевский остров, который сравнивается с утопическим образом рая на краю земли. Художница работает в специальной технике: передний и задний планы работы, выполненной из фанеры, накладываются друг на друга.
Игорь Шелковский. Ваза с цветами. 1998
Для художника и скульптора Игоря Шелковского город и природа связаны неразрывно. «Букеты», «Цветы», «Деревья» — деревянные и металлические скульптуры Шелковского, как своеобразные архитектоны, имеют похожие названия. На выставке их представлено больше десяти. Их чистые формы — идеальный фон для фотосессии.
Александр Бродский. Без названия I. 2013
Серия работ Александра Бродского представляет собой безымянный город, где монументальные постройки превращаются в хрупкие схематичные фасады. Без названия и прямой функции они больше всего напоминают археологические находки, а городская архитектура — отправная точка в разговоре о коллективной памяти, общественных отношениях и локальной культуре.
Когда: 9 июня — 21 августа 2022, без выходных
Где: Зубовский бульвар, 2, второй корпус, Музей Москвы