19 февраля 2008 года искусствовед и коллекционер Кристина Краснянская открыла в историческом центре Москвы галерею «Эритаж». Изначально пространство представляло художников русского зарубежья первой волны, но в настоящее время стилизация расширилась до произведений отечественных авторов первой половины ХХ века и объектов современного искусства.
Параллельно Кристина Краснянская занималась организацией международных проектов, и за десять лет существования галерея добилась проведения 90 выставок по всему миру.
Первым проектом стала персональная выставка живописца Андре Ланского. Позже московские зрители увидели в пространстве на Петровке работы художников русской эмиграции: Григорьева, Загрекова, Полякова, Исаева, Пожидаева, Артемова, Анненкова и других. Большинство из них были известны в России и за рубежом, однако галереи, которая бы занималась этими авторами, на тот момент в стране не существовало.
В 2011 году в свет вышел громкий проект «Эритажа», который обозначил еще одну линию развития галереи. Выставка «Heritage — Interior — Art. Диалектика интерьера» объединила в одном пространстве антикварную и современную коллекционную мебель: от таких мастеров, как Жан-Франсуа Эбен, Никола Эрто и Мартин-Гийом Бьенне, до не менее именитых современников — Луиджи Колани, Филиппа Икили (Philippe Hiquily), Фабио Новембре (Fabio Novembre), Мартена Бааса (Маarten Baas). «Я поняла, что в России практически не собирали и не выставляли коллекционный дизайн», — вспоминает Кристина Краснянская.
Одновременно «Эритаж» стал участником авторитетной ярмарки Art Basel, демонстрируя за рубежом лучшие образцы советского дизайна. На сегодняшний день галерея Кристины Краснянской — единственная участница из России, которая ежегодно приезжает в Базель.
В 2015 году Кристина Краснянская организовала масштабную выставку в Музее архитектуры им. А. В. Щусева под названием «Советский дизайн. От конструктивизма к модернизму. 1920-е — 1960-е». В пространстве были представлены уникальные предметы: стул из знаменитого «Дома на набережной» архитектора Бориса Иофана и редкий гарнитур «Хлеба коммунизма», сделанный по проекту архитектора Игоря Крестовского для дома-коммуны.
На выставке также были продемонстрированы кресло-лесенка из карельской березы, сделанное на заказ в 1950-е годы и подаренное Председателю Верховного Совета СССР Михаилу Калинину, а также предметы мебели, выполненные в 1930-х годах по проекту Николая Лансере для Музея В. И. Ленина в Ленинграде.
В последние годы Кристина Краснянская выступила в новой для себя роли — независимого куратора двух современных художников: Алексея Морозова и Оксаны Мась, чьи работы были включены в программы Московской и Венецианской биеналле, а также продемонстрированы в музеях России и Европы.
Десятилетие галереи «Эритаж» Кристина Краснянская отмечает проектом «Рождение советского ар-деко». Малоизвестный широкой публике социалистический вариант этого стиля показан рядом с эталонными образцами из Нью-Йорка и Парижа. Экспонаты собирались по российским музеям и частным коллекциям около года. Архитектурные эскизы Алексея Щусева соседствуют с деревянным панно и скульптурами Георгия Артемова, театральная графика Эрте уживается с кутюрными платьями эпохи ар-деко из коллекции Назима Мустафаева.
Выставка «Постконструктивизм, или рождение советского ар-деко: Париж — Нью-Йорк — Москва».
Где: галерея «Эритаж», Москва, ул. Петровка, 20/1.
Когда: до 15 апреля 2018 года.