Хрущевские кухни площадью пять, пять с половиной или шесть метров — это не просто часть нашей истории, а образ, в переводе на нынешний язык, — мем. Такая кухня хороша для одного человека, максимум — для двоих. Большой семье будет в ней тесно. Почему же столько лет строились квартиры с кухней, в которой семья не может поужинать, не толкая друг друга локтями и коленками? На то было несколько причин.
«Сидят впотьмах рабочие, подмокший хлеб жуют»
Это строчка из стихотворения Маяковского про город-сад, который обязательно будет построен в молодой стране Советов. Однако в силу исторических обстоятельств от концепции города-сада в СССР отказались, а массовое жилье начали строить только в 1960-х годах. В 1920-х годах страна только начала восстанавливаться после гражданской войны и военного коммунизма, в 1930-х началась коллективизация и индустриализация, и опять было не до жилья. Заводы строили немецкие архитекторы на американские деньги, вырученные за царское золото и зерно, которое отбирали у крестьян. Немецкие архитекторы верили в социалистическое будущее и вместе с заводами проектировали современное жилье для рабочих, которое так и не было построено — строители светлого будущего продолжали жить в бараках и землянках.
Долой быт!
Проекты строительства массового жилья, разрабатывавшиеся в 1930-е годы, ориентировались на идеологию времени. Предполагалось, что советский человек должен отринуть заботу о быте, потому что бытом будут заниматься специально созданные организации. Освобожденный от быта советский человек будет продуктивно работать, а свободное время будет тратить на саморазвитие. Эта прекрасная утопическая идея воплотилась в создание детских садов и фабрик-кухонь, которые должны были освободить граждан Страны Советов от бытового рабства.
Даже в таких исключительных домах, как Дом Наркомфина, построенном в Москве в 1930-м году для работников Народного комиссариата финансов, кухня была крохотная, она предназначалась для того, чтобы разогревать еду, приготовленную в общей столовой. В ячейках «Ф», к примеру, эти кухни, расположенные в небольшом помещении гостиной, закрывались дверцами-«гармошками».
К сожалению, утопическая идея общего быта в Москве не прижилась, жильцы элитного дома не любили пользоваться столовой и готовили обеды и ужины на своих крошечных кухнях.
Советская жилая единица
Планы переселения граждан из бараков в квартиры отодвинула Великая Отечественная война, после которой страна долго восстанавливалась. В 1953-м году началось новое время, страна ожила и вспомнила о своих гражданах, для которых стали проектироваться типовые многоквартирные дома, получившие в народе название «хрущевка» (в честь Никиты Хрущева). Для них были существенно снижены нормы строительства по сравнению со сталинской архитектурой. Площадь кухни установлена в 5-6 м², «темной комнаты» (кладовой) — 2-2,5 м², санузлы для экономии места делались совмещенными. Минимальная высота потолков стала 2,5 м, минимальная ширина комнаты — 2,2 м. Мусоропроводов в квартирах не было, лифтов и полноценных подвалов в домах тоже. Максимально экономили и на строительных, и на отделочных материалах.
Жить при коммунизме
Шестиметровые кухни, невозможные для нормальной жизни семьи, стали местом встреч дружественных семей, местом общения и свободных высказываний — одним словом, совсем не тем, чем предназначались. Хрущевская кухня превратилась в символ свободы слова — кто бы мог это предсказать?
У вас есть вопросы по оформлению дома? Пишите на mydecor@shkulev.ru или заполните специальную форму в конце материала. Самые интересные мы отправим дизайнерам и опубликуем ответ эксперта на сайте.