1. Maison Rouge, проект бюро ADM, 2020.
Maison Rouge — это новый формат клубного дома: минимум соседей, панорамные окна, локация в самом центре Москвы, максимум безопасности и комфорта. Попасть в здание можно только по отпечатку пальца. Внутри предусмотрены даже такие мелочи, как выделенные на каждом этаже места для детских колясок или расположенный в лобби санузел с отдельной ванной для мытья лап домашних питомцев. И, конечно, высокий уровень современной архитектуры. Здание построено по проекту бюро ADM и включает в себя всего сорок апартаментов. Высота потолков от 3,2 до 4,35 метров в зависимости от этажа. Выразительный ритм остекления фасада подчеркивает облицовка из клинкерного кирпича ручной формовки немецкого производителя Muhr с благородными оттенками терракотового и гранатового цветов. Картину завершает ландшафтный дизайн и освещение придомовой территории, также разработанные бюро ADM. Партнером по реализации Maison Rouge является компания Hutton, а девелопер проекта — один из лидеров в сфере жилой и коммерческой недвижимости компания MR Group.
2. Жилой комплекс на улице Остоженка, АБ «Остоженка», 2000-2002.
Жилой комплекс общей площадью 15 000 кв.м стал символом расцвета современной архитектуры Москвы нулевых годов и важной частью «Золотой мили» — квартала, который сформировался между Остоженкой и Пречистенской набережной, где, как шутили, охранников больше, чем жителей, и где возникли постройки самых модных архитектурных бюро тех лет. АБ «Остоженка» разработало не только проект этого дома, но и генеральный план всего квартала.
3. «Парк Плейс», мастерская «Моспроекта-1» под руководством Якова Белопольского, 1988–1992.
Здание на пересечении Ленинского проспекта и улицы Миклухо-Маклая проектировалось как элитный советский ЖК для сотрудников иностранных посольств. А следовательно, должно было включать в себя важнейшие черты «буржуазного быта». Такие как подземная парковка, рестораны, фитнес-центр и даже детский сад. Жители «Парк Плейса» могли в принципе не выходить за пределы его территории. Строительство было выполнено на высочайшем уровне, а само здание признано вершиной советского модернизма. После распада СССР объект стал коммерческим и в итоге совместил в себе функции жилого комплекса и бизнес-центра.
4. «Дом Брежнева» Гранатный переулок, 10/1, 1978 год.
Девятиэтажка строилась лично для Брежнева и партийной верхушки. Если посмотреть на дом с улицы, видно, что потолки на шестом этаже выше. Именно там располагалась квартира (500 кв. м) генсека. Однако он отказался в ней жить. По одной из версий, счел квартиру слишком шикарной, по другой — не хотел переезжать в преклонном возрасте. Подобные ведомственные дома, в народе прозванные «цекашками», строились с 1963 года и до самого развала Союза.
5. Дом «Лебедь», мастерская «Моспроекта-1» под руководством Андрея Меерсона, 1967—1973.
Экспериментальный панельный «жилой комплекс с обслуживанием» расположен по адресу Ленинградское шоссе, 29-35. Композицию «Лебедя» составляют четыре 16-этажных дома. Все объемы стоят на стилобате блока обслуживания, где располагались бюро заказов, прачечная, прокат хозяйственно-бытовых приборов, медицинская комната, детский сад, библиотека… Эксплуатируемая кровля стилобата предназначалась для отдыха на свежем воздухе. В подземной части — гараж на 300 мест и кладовки для каждой квартиры. Словом, не жизнь, а сказка! За проект «Лебедя» архитектор Андрей Меерсон, через несколько лет построивший знаменитый «Дом авиаторов» на Беговой, получил Гран-при в Париже.
6. Высотка на Котельнической набережной, Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский. Строительство начали в 1938-1940, закончили в 1948–1952 годах.
Высотка на Котельнической набережной — одна из семи реализованных сталинских высоток в Москве. Высотка строилась как «город в городе» и стала не просто первым советским небоскребом, а символом города, позднее запечатленным в фильмах «Москва слезам не верит», «Брат-2», «Стиляги» и в сериале «Бригада». В квартирах впервые появилось центральное горячее водоснабжение, кондиционирование воздуха и даже «центральное пылеудаление» — специальная розетка в стене, к которой можно подключить шланг и пылесосить им квартиру. Сегодня попасть в дом довольно просто. Например, можно зайти в музей-квартиру Галины Улановой.
7. «Ажурный дом», Андрей Буров и Борис Блохин, 1939-1940.
Памятник экспериментального жилого строительства в стиле ар-деко расположен на пересечении Беговой улицы и Ленинградского проспекта, возведен методом крупноблочного строительства. «Дом Бурова», более известный как «Ажурный дом», назван так из-за бетонных решеток, которые украшают кухонные лоджии и одновременно скрывают от глаз прохожих их содержимое. Ажурные рельефы отлили на заводе по рисункам известного книжного графика Владимира Фаворского. Проект, совмещающий в себе экономичность сборного домостроения и художественную выразительность, должен был стать серийным, но помешало начало войны.
8. «Дом на набережной», Борис Иофан, 1931.
Архитектор Борис Иофан создавал эталон советского дома и верил, что в будущем именно в таких зданиях будут жить все советские люди. Квартиры были разные, от 40-метровых однокомнатных до 300-метровых семикомнатных, но во всех невиданные по тем временам блага: центральное отопление, электрическое освещение, горячая и холодная вода. В ванных и туалетах — окна, а вот кухни были маленькими: советская семья должна была питаться в столовой! Расположенной в этом же доме.
9. Дом Мельникова, 1927-1929.
Всемирно известный памятник архитектуры русского авангарда 1920-х годов, жилой особняк в центре Москвы (Кривоарбатский пер., 10), построен архитектором Константином Мельниковым в качестве экспериментального сооружения по «системе Мельникова», которую он предлагал внедрить в массовое строительство. По словам самого автора, цилиндрическая форма здания позволила ему сэкономить на материалах, ведь «площадь пола была окружена минимальным периметром стен». В этом доме архитектор жил до последних дней. Сейчас здесь «Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых».