Villa barbaro (villa di maser)
Вилла «Барбаро» была возведена в Мазе´ре всего за четыре года (1554–1558) для аквилейского патриарха Даниэле Барбаро. Это один из немногих случаев, когда будущий хозяин усадьбы стал еще и полноправным соавтором архитектора. Вилла с флигелями-голубятнями была построена у источника, где в древности практиковался культ нимф. На его месте cейчас располагается нимфей*, который отлично виден из «Зала Олимпа» — гостиной, прославившейся в веках благодаря фрескам Паоло Веронезе. Истинный сын Возрождения, он изобразил очаровательное семейство Барбаро в обществе олимпийских богов. www.villadimaser.it
Villa cornaro
В самом центре городка Пьомбино Дезе, за оградой элегантной чеканки парит прославленная вилла «Корнаро». По сравнению с коренастой «Барбаро» эта — мажорный аккорд колонн. Если обойти здание вокруг, можно убедиться, что сзади — точно такой же фасад. Был ли Палладио масоном, нам неведомо. Но фрески — один из редчайших примеров неприкрыто масонского искусства. Сплошь масонские символы: циркуль, молоток, линейки, уровни. Несмотря на то что у заднего фасада демонстративно растет что-то вроде капусты, это одна из самых «эстетских» вилл Палладио. Здесь нет хозяйственных пристроек, лишь флигели для прислуги. www.villacornaro.it
Villa badoer
Поместье располагается в туманных и меланхоличных равнинах дельты реки По на руинах средневекового замка. Согнутые в полукружия лоджии, словно раскрытые объятья, встречают посетителя и будят в памяти образы Павловского дворца и Казанского собора. Все залы виллы сенатора Франческо Бадоэра под стать античному дому покрыты настенными росписями. Фрески освободили из-под слоя штукатурки только в 1960-е годы, после того как усадьба была выкуплена государством и отреставрирована. Любой человек, оказавшийся здесь, почти физически чувствует: именно так и должна выглядеть вилла, причем «древнеримская». www.palladiocard.it
Villa la Rotonda
Вилла «Ротонда» («Круглая»), одиноко стоящяя на невысоком холме Виченцы, стала первоатомом целого архитектурного океана, прозванного палладианством. Сам архитектор называл это решительно одинаковое со всех сторон света здание дворцом. Соединив в нем сразу две приметы сакральной архитектуры — купол и фронтонный портик, — он поднял все на высоченный цоколь и, лишив усадьбу хозяйственных пристроек, превратил ее в храм «совершенного джентльмена». Имя своего хозяина, графа Паоло Альмерико, вилла не сохранила. Но мы знаем, что благодаря той свободе, которую Альмерико предоставил Палладио, «Ротонда» стала олицетворением всего стиля архитектора и сенсацией на века. www.villalarotonda.it
Villa Emo
Одна из самых знаковых вилл Палладио. Сегодня облик «Эмо» кажется нам почти родным, что неудивительно: именно она с ее классической триадой — лестница, колонны, треугольник фронтона плюс флигели по бокам и аллея — станет прообразом множества усадеб по всему миру, в том числе и в России. Новая формула здания с абсолютной гармонией пропорций и целостностью ансамбля призвана услаждать взор гостя: важно, чтобы никто не задумывался, где в этих стенах давится виноград. «Храм сельских муз» символично украшает явившаяся на фасаде богиня плодородия Церера. www.villaemo.org
Villa Poiana
Стоит в чистом поле здание лаконичное и суровое: то ли это немецкий конструктивизм а-ля «Баухауз», то ли футуристический минимализм. Но факты — упрямая вещь. Вилла построена в 1563 году для кавалера Бонифация Пойяна. Облик виллы «Пойяна» оскорблял «правильные» вкусы современников Палладио и его последователей-классицистов. Особенно их раздражали «возмутительные тондо» — круглые выемки на главном фасаде. Чтобы их смысл открылся, нужно войти в здание. Мы увидим напротив те же пять кружков, только пронизанных солнечным светом. www.villapoiana.it
Villa Foscari la Malcontenta
Вилла семьи Фоскари «Мальконтента» («Недовольная») расположилась на канале, отведенном от речки Бренты. Головокружительный портик вводит в замешательство: число колонн в нем меняется в зависимости от угла зрения. Внутри, в светлом и целостном пространстве, нет укромных уголков — все на виду. Фрески на мифологические сюжеты после смерти их автора Баттисты Франко в разгар работ было решено оставить неоконченными. Хотя знатоки и подмечают огрехи Палладио (аттик с фронтончиком критиковали за чужеродность еще при жизни мастера), многоликость «Мальконтенты» делает ее одним из сильнейших архитектурных впечатлений, особенно если подойти к ней с воды. www.lamalcontenta.com
Планируя поездку, выясните на сайтах не только маршрут, но и время работы музеев. Часть вилл находится в частной собственности и открыта для посещения всего несколько часов в день.