Метрополитен Опера, Нью-Йорк
В нынешнем своем здании, что в Линкольн-центре на Манхеттене, Метрополитен Опера обитает последние 47 лет. Зал театра, рассчитанный на 4000 мест, от кресел до стен залит густым красным цветом. Потолок представляет собой наслоение круглых деревянных панелей, которые увенчаны люстрой, больше похожей на плафон. Главное достоинство интерьера Метрополитен – фрески Шагала, красующиеся на стенах вестибюля. Формально они принадлежат частному лицу, будучи проданными прямо с этих стен. Впрочем, сделка была совершена при одном важном условии: фрески останутся на своем месте. По сути это обычный спонсорский взнос, для приличия оформленный как покупка в собственность.
Wuxi Grand Theatre, Уси, Китай
Большой театр Уси (Китай) придуман, разработан и построен финнами из бюро PES-Architects. Команда потратила на проект четыре года, контролируя все этапы и аспекты строительства, включая акустические решения, освещение и дизайн интерьеров. Вышло очень по-скандинавски, но в сочетании с местным колоритом. С одной стороны - ясность линий, предельная функциональность без излишеств, внятные цвета, авангардные ходы (как, например, полсотни световых колонн, держащих на себе крышу вестибюля). С другой – бамбук, которым отделано внутреннее убранство театра. Он не слишком гибок в своем естественном виде, поэтому пришлось прибегнуть к передовым методам обработки, чтобы материал стал податливым и пригодным для оформления искривленных стен зрительного зала.
Маркграфский оперный театр, Байройт, Германия
Это здание, выстроенное в середине XVIII века, - образец барокко. Что касается интерьера, его стиль проходит по ведомству позднего барокко. Перед именитыми итальянскими декораторами Джузеппе Галли-Бибиена и его сыном Карло была поставлена задача: сделать внутреннее убранство максимально роскошным. Декораторы работали исключительно с деревом, украсив интерьер ангелами и амурами. Впрочем, многоярусные ложи отец и сын Галли-Бибиена укрыли тканями с многочисленными фресками.
Operahuset, Осло, Норвегия
Разговоры о том, чтобы построить в столице оперный театр, шли в Норвегии с конца XIX века. Понадобилось сто лет, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. В 1999-м проект был запущен, конкурс на строительство выиграла, обойдя две сотни конкурентов, команда местных архитекторов и дизайнеров. К 2007 году Оперный театр построили и торжественно открыли. Суперсовременный снаружи, Operahuset поражает актуальностью и четким стилем внутри. Скандинавский дизайн во всей своей красе - вот что такое интерьеры Оперного театра Осло. Панели, которыми обшиты балконы зала, и его стены сделаны из балтийского дуба, внешние поверхности - из мрамора. Синтез тепла и холода, сдержанная технологичность отличают Operahuset от других театров, подчеркивая национальный стиль и характер. Освещает зрительный зал люстра сферической формы. Свет без малого восьмисот диодов проходит через почти шесть тысяч подвесок, изготовленных вручную из стекла. Что касается сцены, то она представляет собой тот самый триумф высоких технологий с человеческим лицом: 16 отдельных площадок способны поворачиваться в любом направлении и под любым углом. Здесь также имеется нижний уровень, позволяющий собирать декорации и потом поднимать их на сцену. Грузчикам совершенно нечего делать: коридор, ведущий к огням рампы, намеренно устроен так, что по нему легко проедут грузовики.
Оперный театр Амаргоса, Калифорния, США
В это сложно поверить, но театр, внутренним убранством вызывающий в памяти то ли водевили, то ли латиноамериканские сериалы, обрел свой нынешний облик относительно недавно – в шестидесятые. Амаргоса – это феномен: здание построено в двадцатые годы в крохотном (всего 20 жителей!) калифорнийском городке Дэф-Вэлли-Джанкшн, расположенном рядом с Национальным парком Долины Смерти. В 1967 году бродвейская танцовщица и художник Марта Беккет, влюбившись в это место, купила заброшенное здание и устроила там театр. Три раза в неделю она давала представления в пустом зале, а по окончании «шоу» занималась обустройством интерьера. Беккет собственноручно разрисовала стены фресками в стиле Гойи и совершенно не тяготилась отсутствием зрителей. Однажды про ее театр узнали журналисты, и Амаргоса в одночасье превратилась в «звезду». С тех пор на представления специально приезжают со всей Америки и не только, а Марта, которой в следующем году исполнится 90, по-прежнему три раза в неделю выходит на сцену.
Придворный театр Дроттнингхольм, Стокгольм, Швеция
В спальном районе Стокгольма Дроттнингхольме расположена резиденция местных монархов. Одним из элементов комплекса Королевского дворца является оперный театр, датированный 1766 годом. Уникальность этого придворного театра в том, что и его интерьер, и технические приспособления для сцены сохранились в первозданном виде. Стены зала, рассчитанного на 400 мест, оформлены с помощью штукатурки, папье-маше и фресок, глубина сцены значительно превышает ее ширину. И еще: зрители здесь сидят на деревянных скамьях. Здравствуй, родина IKEA.