Собор Александра Невского в Софии

1904–1912, архитектор Александр Померанцев

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий (фото 1) | Источник: getty
Фото
getty

В конце XIX — начале XX века Российская империя распространяла на подконтрольные территории не только политическое влияние, но и религиозное. Проводниками этого влияния становились архитекторы. Так в Болгарии, Литве и Польше появились крупные православные храмы и соборы. Для россиян самый узнаваемый из них — Собор Александра Невского в Софии. Это визитная карточка болгарской столицы и самая крупная религиозная постройка в Болгарии: она вмещает 5 тысяч человек.

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий (фото 3) | Источник: getty
Фото
getty

По итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Болгария получила автономию в составе Османской империи благодаря российскому императору и его армии. В память об этом в 1879 году решили возвести собор, но из-за смерти автора первого проекта Ивана Богомолова строительство начали только в 1904 году. Для здания выбрали самую высокую точку в центре города. Хотя храм должен был напоминать о России, в его убранстве есть и болгарские мотивы. Например, дубовые двери главного входа украшены резьбой в старом болгарском стиле. Внутри собора 82 иконы и больше 200 фресок: их писали болгарские и русские художники.

Здание парламента Сербии в Белграде

1907–1936, архитектор Николай Краснов

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий (фото 6) | Источник: getty
Фото
getty

После начала Гражданской войны в России многие архитекторы эмигрировали. Они продолжили работать за рубежом: в основном конструировали православные церкви, которые до сих пор стоят в Брюсселе, Праге, Париже и Нью-Йорке. Но храмами и соборами всё не ограничилось. Например, архитектор Николай Краснов построил в сербском Белграде несколько правительственных зданий. Самое заметное из них — здание Народной скупщины (парламента) Сербии.

До революции Николай Краснов был архитектором Николая II и построил для императора Ливадийский дворец в Ялте. После расстрела царской семьи он не мог оставаться в России и отправился сначала в Константинополь, затем на Мальту, и, наконец, в 1922 году перебрался в Белград. Там он устроился в министерство строительства и спроектировал несколько ключевых для столицы зданий: парламента, министерства финансов (сейчас там находится правительство Сербии), министерства леса и рудников (сейчас это МИД), госархива.

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий (фото 8) | Источник: getty
Фото
getty

Здание парламента до Николая Краснова проектировали три архитектора, но за 20 лет они не продвинулись дальше первого этажа. Краснов завершил проект за два года, продумал интерьер здания и разбил возле скупщины парк. Кстати, главную скульптуру в этом парке сделал другой русский эмигрант — Роман Верховской.

Народная скупщина построена в стиле необарокко. Над зданием возвышается светло-зелёный купол, по бокам — ещё два поменьше. Главный вход выполнен в виде портика с колоннами. Внутри стены здания украшены лепниной и фресками, полы и лестницы сделаны из белого мрамора, в нишах возле лестниц расположены бронзовые статуи, которые символизируют образование и юстицию.

Русский павильон на Венецианской биеннале

1914, архитектор Алексей Щусев

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий (фото 11) | Источник: artguide
Фото
artguide

Венецианская биеннале — одна из крупнейших выставок мирового искусства. Россия участвует в ней с момента создания в 1895 году. В начале XX века интерес европейцев к России рос, и в 1914 году этот успех закрепили строительством русского павильона в Венеции. Он стал первым выставочным пространством страны за рубежом.

Архитектор Алексей Щусев создал павильон-терем в неорусском стиле. Здание демонстрировало своеобразие русской архитектуры: деревянные ворота в технике сквозной резьбы, стеклянная крыша с двуглавым орлом, виньетки на фасаде. С 1914 года русская экспозиция на биеннале располагается в этом здании.

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий (фото 13) | Источник: artguide
Проект Русского павильона в Венеции. Фасад со стороны лагуны и боковой фасад. 1913. Бумага на картоне, тушь, акварель. 67,5 х 46,4 см. Частное собрание, публикуется впервые. Иллюстрация из книги «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев».
Фото
artguide

Русские и советские архитекторы создавали и другие павильоны для международных выставок. В 1925 году павильон СССР для парижской выставки построили конструктивисты Мельников и Родченко. В 1937 году там же представили павильон Иофана, увенчанный скульптурой «Рабочий и колхозница». Павильон со скульптурой Мухиной вернули в Россию и установили на ВДНХ, библиотеку из павильона Родченко можно увидеть в реконструкции, а вот русский дом в Венеции сохранился. За сто лет его много раз переделывали, но посмотреть на него можно до сих пор.

Дворец культуры и науки в Варшаве

1952–1955, архитектор Лев Руднев

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий (фото 16) | Источник: getty
Фото
getty

Здания МГУ, МИДа и еще пяти высоток 40-х — 50-х годов стали стали символом «сталинского ампира». Мода на массивные здания с башнями и шпилями распространилась на дружественные СССР страны. Высотки появились в Китае, Монголии, Германии, Румынии, Чехии. Где-то их возводили местные архитекторы, а где-то — советские. Например, польский Дворец культуры и науки сконструировал советский архитектор Лев Руднев — автор проекта главного здания МГУ.

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий (фото 18) | Источник: getty
Фото
getty

Он не хотел делать простую копию московских высоток и привнес в здание польский колорит. В оформлении башни он сделал отсылки к ратуше в Кракове, а декоративные элементы перекликаются с краковскими Суконными рядами XIII века. Это здание — самое высокое в Польше. Его высота составляет 187,68 м, а вместе со шпилем — 237 м.

Музей архитектурного рисунка в Берлине

2011–2013, архитекторы Сергей Чобан, Екатерина Рыкова

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий (фото 21) | Источник: SPEECH
Фото
SPEECH

В конце XX — начале XXI веков постройки русских архитекторов за рубежом перестают быть идеологическими. Архитекторы из России доказывают, что могут создавать интернациональные проекты без национального колорита. Основатель бюро SPEECH Сергей Чобан с середины 90-х живет в Берлине и возвел в городе несколько заметных зданий: штаб-квартиру Coca-Cola, гостинично-деловой комплекс DomAquarée и торговый центр Mall of Berlin.

Музей архитектурного рисунка стал для Сергея личным проектом. Он не только построил этот здание, но и основал сам музей: в основе экспозиции — его коллекция архитектурной графики. В ней есть работы Джованни Баттисты (Giovanni Battista), Карла Шинкеля (Karl Schinkel), Захи Хадид (Zaha Hadid). Бетонный фасад здания тоже украшен архитектурными эскизами — рисунками итальянца Пьетро Гонзаго (Pietro Gonzago).

Здание построено в виде пяти блоков, которые напоминают стоящие друг на друге коробки. Окна в музее практически отсутствуют: это помогает поддерживать в помещениях необходимую температуру и влажность для хранения графики.

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий (фото 23) | Источник: getty
Фото
getty

Автор текста: Екатерина Мареева