Собор Александра Невского в Софии
1904–1912, архитектор Александр Померанцев
В конце XIX — начале XX века Российская империя распространяла на подконтрольные территории не только политическое влияние, но и религиозное. Проводниками этого влияния становились архитекторы. Так в Болгарии, Литве и Польше появились крупные православные храмы и соборы. Для россиян самый узнаваемый из них — Собор Александра Невского в Софии. Это визитная карточка болгарской столицы и самая крупная религиозная постройка в Болгарии: она вмещает 5 тысяч человек.
По итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Болгария получила автономию в составе Османской империи благодаря российскому императору и его армии. В память об этом в 1879 году решили возвести собор, но из-за смерти автора первого проекта Ивана Богомолова строительство начали только в 1904 году. Для здания выбрали самую высокую точку в центре города. Хотя храм должен был напоминать о России, в его убранстве есть и болгарские мотивы. Например, дубовые двери главного входа украшены резьбой в старом болгарском стиле. Внутри собора 82 иконы и больше 200 фресок: их писали болгарские и русские художники.
Здание парламента Сербии в Белграде
1907–1936, архитектор Николай Краснов
После начала Гражданской войны в России многие архитекторы эмигрировали. Они продолжили работать за рубежом: в основном конструировали православные церкви, которые до сих пор стоят в Брюсселе, Праге, Париже и Нью-Йорке. Но храмами и соборами всё не ограничилось. Например, архитектор Николай Краснов построил в сербском Белграде несколько правительственных зданий. Самое заметное из них — здание Народной скупщины (парламента) Сербии.
До революции Николай Краснов был архитектором Николая II и построил для императора Ливадийский дворец в Ялте. После расстрела царской семьи он не мог оставаться в России и отправился сначала в Константинополь, затем на Мальту, и, наконец, в 1922 году перебрался в Белград. Там он устроился в министерство строительства и спроектировал несколько ключевых для столицы зданий: парламента, министерства финансов (сейчас там находится правительство Сербии), министерства леса и рудников (сейчас это МИД), госархива.
Здание парламента до Николая Краснова проектировали три архитектора, но за 20 лет они не продвинулись дальше первого этажа. Краснов завершил проект за два года, продумал интерьер здания и разбил возле скупщины парк. Кстати, главную скульптуру в этом парке сделал другой русский эмигрант — Роман Верховской.
Народная скупщина построена в стиле необарокко. Над зданием возвышается светло-зелёный купол, по бокам — ещё два поменьше. Главный вход выполнен в виде портика с колоннами. Внутри стены здания украшены лепниной и фресками, полы и лестницы сделаны из белого мрамора, в нишах возле лестниц расположены бронзовые статуи, которые символизируют образование и юстицию.
Русский павильон на Венецианской биеннале
1914, архитектор Алексей Щусев
Венецианская биеннале — одна из крупнейших выставок мирового искусства. Россия участвует в ней с момента создания в 1895 году. В начале XX века интерес европейцев к России рос, и в 1914 году этот успех закрепили строительством русского павильона в Венеции. Он стал первым выставочным пространством страны за рубежом.
Архитектор Алексей Щусев создал павильон-терем в неорусском стиле. Здание демонстрировало своеобразие русской архитектуры: деревянные ворота в технике сквозной резьбы, стеклянная крыша с двуглавым орлом, виньетки на фасаде. С 1914 года русская экспозиция на биеннале располагается в этом здании.
Русские и советские архитекторы создавали и другие павильоны для международных выставок. В 1925 году павильон СССР для парижской выставки построили конструктивисты Мельников и Родченко. В 1937 году там же представили павильон Иофана, увенчанный скульптурой «Рабочий и колхозница». Павильон со скульптурой Мухиной вернули в Россию и установили на ВДНХ, библиотеку из павильона Родченко можно увидеть в реконструкции, а вот русский дом в Венеции сохранился. За сто лет его много раз переделывали, но посмотреть на него можно до сих пор.
Дворец культуры и науки в Варшаве
1952–1955, архитектор Лев Руднев
Здания МГУ, МИДа и еще пяти высоток 40-х — 50-х годов стали стали символом «сталинского ампира». Мода на массивные здания с башнями и шпилями распространилась на дружественные СССР страны. Высотки появились в Китае, Монголии, Германии, Румынии, Чехии. Где-то их возводили местные архитекторы, а где-то — советские. Например, польский Дворец культуры и науки сконструировал советский архитектор Лев Руднев — автор проекта главного здания МГУ.
Он не хотел делать простую копию московских высоток и привнес в здание польский колорит. В оформлении башни он сделал отсылки к ратуше в Кракове, а декоративные элементы перекликаются с краковскими Суконными рядами XIII века. Это здание — самое высокое в Польше. Его высота составляет 187,68 м, а вместе со шпилем — 237 м.
Музей архитектурного рисунка в Берлине
2011–2013, архитекторы Сергей Чобан, Екатерина Рыкова
В конце XX — начале XXI веков постройки русских архитекторов за рубежом перестают быть идеологическими. Архитекторы из России доказывают, что могут создавать интернациональные проекты без национального колорита. Основатель бюро SPEECH Сергей Чобан с середины 90-х живет в Берлине и возвел в городе несколько заметных зданий: штаб-квартиру Coca-Cola, гостинично-деловой комплекс DomAquarée и торговый центр Mall of Berlin.
Музей архитектурного рисунка стал для Сергея личным проектом. Он не только построил этот здание, но и основал сам музей: в основе экспозиции — его коллекция архитектурной графики. В ней есть работы Джованни Баттисты (Giovanni Battista), Карла Шинкеля (Karl Schinkel), Захи Хадид (Zaha Hadid). Бетонный фасад здания тоже украшен архитектурными эскизами — рисунками итальянца Пьетро Гонзаго (Pietro Gonzago).
Здание построено в виде пяти блоков, которые напоминают стоящие друг на друге коробки. Окна в музее практически отсутствуют: это помогает поддерживать в помещениях необходимую температуру и влажность для хранения графики.
Автор текста: Екатерина Мареева