Современная архитектура давно уже не «каменная книга», повествующая о космическом порядке вещей. Еще в недалеком прошлом ее язык основывался на всем понятных символах. Классический образ Парфенона прославлял власть и долголетие. Постмодернизм использовал эти же коды, переворачивая их с ног на голову, играя с пропорциями для утверждения идеалов потребления, комфорта и развлечений. С тех пор, как метко заметил Бакминстер Фуллер, архитектура становилась все более эфемерной.

Взгляд в будущее: лучшие объекты современной архитектуры (фото 1)

Самый крутой вираж она совершила в день, когда Фрэнк Гери (Frank Gehry) подарил миру здание музея Гуггенхайма в Бильбао. Оно сломало все существующие стереотипы и, на удивление, смогло в равной степени удовлетворить инвесторов, критиков и непосредственных потребителей. Став символом новой архитектуры, этот проект не задавал жестких рамок и тем самым положил начало эпохе индивидуализации, лишив нас попутно возможности говорить о стилях, которые испокон века отражали коллективные ценности. Кончилась эпоха восприятия архитектуры как условного символа вселенского порядка и источника правды. У нашего современника в эпоху развития новых способов коммуникаций появились совершенно иные возможности получать информацию. Она теперь хранится не в тяжелых тектонических сооружениях, а в неосязаемых облаках. Человек анализирует огромное количество данных и формирует свои собственные ценности, и это сказывается на том, как выглядит современная архитектура и как мы к ней относимся.

Чтобы архитектура из эфемерной вновь стала осязаемой, ее необходимо населить новыми мифами, в которые поверят современные рациональные зрители. Поиск новых идей не прекращается. В проекты вовлекаются все новые и новые специалисты, к конструкторам и инженерам присоединяются социологи, психологи, биологи и антропологи.

Похоже, сегодня осознанное потребление и бережное отношение к природе — единственный принцип, который объединяет самые передовые архитектурные постройки последних лет. Архитекторы разными путями стремятся к общей цели. Некоторые — через попытки быть сомасштабными человеку, некоторые — через контраст и оригинальность, иные, наоборот, через слияние с природой. Кто-то насыщает новыми функциями уже построенное, кто-то разрабатывает инновационные материалы и внедряет новые технологии, позволяющие экономить все известные виды энергии. Деревянные небоскребы, вертикальные сады, дома, живущие почти на полном самообеспечении, — все это очевидные приметы будущего.

1 Принтер vs строитель

В 2019 году Технологический университет Эйндховена и арх-бюро Houben & Van Mierlo планируют сдать в аренду первые жилые дома Milestone, напечатанные на 3D-принтере. На них уже выстроилась очередь. Гигантская роботизированная рука работает быстрее и эффективнее человека, использует меньше строительного раствора и почти не оставляет мусора. Дома планируется строить по очереди, чтобы, если потребуется, вносить важные конструктивные изменения. Некоторые будут оснащены сенсорами, контролирующими отопление, свет и сигнализацию. Подобный способ позволит уменьшить выбросы CO2 за счет сокращения перевозок.

www.houbenvanmierlo.nl

Прекрасное далеко? (фото 4)

2 гламурный курорт & мусор

В ближайшем будущем мусороперерабатывающий завод Amager Bakke, прозванный жителями Copenhill, станет самым популярным местом отдыха в Копенгагене. Бюро BIG уже запустило в работу предприятие, способное сжигать 35 тонн мусора в час при сокращении выброса СО2 на 99,5%, вырабатываемая при этом энергия направляется в отопительные системы города. Порой из трубы вылетает кольцо белого дыма, оповещающее о том, что в воздух была выпущена очередная тонна углекислого газа. В 2018 году завершаются работы по созданию парковой зоны на крыше завода с 600-метровым лыжным склоном, пешеходными тропами, 80-метровыми стенами для скалолазания, видовой площадкой и рестораном. Проект обошелся Дании в $660 млн.

www.big.dk

Прекрасное далеко? (фото 7)

3 экономно — значит модно

Критики скептически окрестили только что построенную штаб-квартиру Bloomberg в Лондоне «очередным торговым центром». Однако согласно BREEAM (методу оценки экологической эффективности зданий) оно получило самый высокий рейтинг (98,5) среди офисных зданий такого размера. Использованные архитекторами Foster+Partners технологии обеспечивают экономию 35% энергии и 73% воды, а 500 тысяч светодиодных ламп потребляют на 40% меньше элект­роэнергии, чем обычные светильники. Разработанные для этого проекта потолочные панели с зеркальным покрытием отвечают за яркость светодиодов, акустику, охлаждение и обогрев помещений. В вакуумных туалетах используется дож­девая вода, а бронзовые «наличники» на фасаде автоматически открываются для вентиляции.

www.fosterandpartners.com

Прекрасное далеко? (фото 10)

4 поднимите мне веки

Еще одни прекрасные гости из будущего — два новых корпуса архитектурно-развлекательного комплекса The Imprint, построенного бюро MVRDV вблизи аэро­порта Инчхон в Сеуле. Архитекторы постарались учесть существующую застройку, перенеся детали соседних зданий на бетонную облицовку фасадов. И в то же время быть ультрасовременными, заставив твердый материал выглядеть как податливая ткань: некоторые элементы фасада будто плывут, а входы в павиль­оны выглядят как откинутый занавес, маня зайти внутрь, где стеклянные полы, сделанные из мультимедийных экранов, отражаются в изогнутых зеркальных потолках.

www.mvrdv.nl

Прекрасное далеко? (фото 13)

5 сим-сим, откройся!

Необычный жилой дом на пять квартир, оборудованный гидравлическими механизмами, появился недавно в Цюрихе. Окна обрамлены раскрашенными в двадцать оттенков красного и синего цвета раскрывающимися панелями, которые служат ставнями в закрытом виде и превращаются в балконы и перегородки в раскрытом. Создавая это кинетическое чудо, архитектор Мануэль Герц (Manuel Herz) вдохновлялся работами Жана Тангели (Jean Tinguel) и Александра Колдера (Alexander Calder) из принадлежащей хозяину дома коллекции, а также находящимся неподалеку Музеем Хейди Вебера, построенным Ле Корбюзье (Le Corbusier).

www.manuelherz.com

Прекрасное далеко? (фото 16)

6 скрытный характер

Стремление слиться с ландшафтом было главной задачей при проектировании норвежской зоны отдыха Bukkekjerka. Этот небольшой комплекс, который называют самым красивым общественным туалетом в мире, создало архитектурное бюро Morfeus. Основной объем павильона формирует бетонная плита, которая обвивает его ломаной линией и переходит в расходящиеся в разные стороны дорожки. В образовавшуюся петлю встроено небольшое прямоугольное помещение, стены которого облицованы отполированной до зеркального блеска нержавеющей сталью. Единственное панорамное окно, из которого открывается вид на океан, снабжено зеркальным стеклом.

www.morfeus.nо

Прекрасное далеко? (фото 19)

7 туманное будущее

Сразу несколько признаков позволяют отнести офис продаж крупнейшего в Китае девелопера Sunac к зданиям будущего. Китайцы считают, что контраст между природой и рукотворным объектом должен быть сведен к минимуму. Архитекторы из бюро AOE добились требуемого эффекта, подвесив к далеко выступающему карнизу здания гигантский занавес из металлической сетки. Воздушный коридор между фасадом и занавесом защищает дом от перегрева и позволяет значительно экономить энергию. В дальнейшем дом сменит функцию — его передадут детскому саду.

www.aoe-china.com

Прекрасное далеко? (фото 22)

8 Тысяча деревьев

Получив под строительство многофункционального комплекса выходящий к реке участок парка, зажатый с трех сторон бетонными джунглями, Томас Хизервик (Thomas Heatherwick) предложил заказчику не строить очередной небоскреб, а создать искусственный ландшафт, который позволил бы сохранить зеленую зону в этом районе Шанхая. Так появился проект «1000 деревьев» — два «холма» с 400 террасами, образованными примыкающими друг к другу объемами разной высоты. Многочисленные опорные столбы комплекса вынесены наружу, и каждый венчает гигантская кадка с посаженным в нее деревом.

www.heatherwick.com

Прекрасное далеко? (фото 25)

9 что скрывает фасад?

Кроме того, что новое здание базельского Kunstmuseum, построенного по проекту бюро Christ & Gantenbein, является примером уважительного отношения к исторической застройке, у него есть одна интересная техническая особенность. На высоте 12 метров вдоль всех семи фасадов многогранного объема общей длиной 115 мет­ров тянется трехметровый фриз. В стыки между хитро сложенными кирпичами вложено более 1300 невидимых с улицы белых светодиодов. С их помощью кирпичная кладка фриза превращается в настоящий медиафасад, по которому можно запустить сообщения о проходящих выставках и культурных мероприятиях. Светодиоды контролируются установленными на крыше датчиками, способными регулировать яркость бегущей строки в соответствии со временем суток.

www.christgantenbein.com

Текст: Марина Ширская

Прекрасное далеко? (фото 28)