Современная архитектура давно уже не «каменная книга», повествующая о космическом порядке вещей. Еще в недалеком прошлом ее язык основывался на всем понятных символах. Классический образ Парфенона прославлял власть и долголетие. Постмодернизм использовал эти же коды, переворачивая их с ног на голову, играя с пропорциями для утверждения идеалов потребления, комфорта и развлечений. С тех пор, как метко заметил Бакминстер Фуллер, архитектура становилась все более эфемерной.
Самый крутой вираж она совершила в день, когда Фрэнк Гери (Frank Gehry) подарил миру здание музея Гуггенхайма в Бильбао. Оно сломало все существующие стереотипы и, на удивление, смогло в равной степени удовлетворить инвесторов, критиков и непосредственных потребителей. Став символом новой архитектуры, этот проект не задавал жестких рамок и тем самым положил начало эпохе индивидуализации, лишив нас попутно возможности говорить о стилях, которые испокон века отражали коллективные ценности. Кончилась эпоха восприятия архитектуры как условного символа вселенского порядка и источника правды. У нашего современника в эпоху развития новых способов коммуникаций появились совершенно иные возможности получать информацию. Она теперь хранится не в тяжелых тектонических сооружениях, а в неосязаемых облаках. Человек анализирует огромное количество данных и формирует свои собственные ценности, и это сказывается на том, как выглядит современная архитектура и как мы к ней относимся.
Чтобы архитектура из эфемерной вновь стала осязаемой, ее необходимо населить новыми мифами, в которые поверят современные рациональные зрители. Поиск новых идей не прекращается. В проекты вовлекаются все новые и новые специалисты, к конструкторам и инженерам присоединяются социологи, психологи, биологи и антропологи.
Похоже, сегодня осознанное потребление и бережное отношение к природе — единственный принцип, который объединяет самые передовые архитектурные постройки последних лет. Архитекторы разными путями стремятся к общей цели. Некоторые — через попытки быть сомасштабными человеку, некоторые — через контраст и оригинальность, иные, наоборот, через слияние с природой. Кто-то насыщает новыми функциями уже построенное, кто-то разрабатывает инновационные материалы и внедряет новые технологии, позволяющие экономить все известные виды энергии. Деревянные небоскребы, вертикальные сады, дома, живущие почти на полном самообеспечении, — все это очевидные приметы будущего.
1 Принтер vs строитель
В 2019 году Технологический университет Эйндховена и арх-бюро Houben & Van Mierlo планируют сдать в аренду первые жилые дома Milestone, напечатанные на 3D-принтере. На них уже выстроилась очередь. Гигантская роботизированная рука работает быстрее и эффективнее человека, использует меньше строительного раствора и почти не оставляет мусора. Дома планируется строить по очереди, чтобы, если потребуется, вносить важные конструктивные изменения. Некоторые будут оснащены сенсорами, контролирующими отопление, свет и сигнализацию. Подобный способ позволит уменьшить выбросы CO2 за счет сокращения перевозок.
www.houbenvanmierlo.nl
2 гламурный курорт & мусор
В ближайшем будущем мусороперерабатывающий завод Amager Bakke, прозванный жителями Copenhill, станет самым популярным местом отдыха в Копенгагене. Бюро BIG уже запустило в работу предприятие, способное сжигать 35 тонн мусора в час при сокращении выброса СО2 на 99,5%, вырабатываемая при этом энергия направляется в отопительные системы города. Порой из трубы вылетает кольцо белого дыма, оповещающее о том, что в воздух была выпущена очередная тонна углекислого газа. В 2018 году завершаются работы по созданию парковой зоны на крыше завода с 600-метровым лыжным склоном, пешеходными тропами, 80-метровыми стенами для скалолазания, видовой площадкой и рестораном. Проект обошелся Дании в $660 млн.
www.big.dk
3 экономно — значит модно
Критики скептически окрестили только что построенную штаб-квартиру Bloomberg в Лондоне «очередным торговым центром». Однако согласно BREEAM (методу оценки экологической эффективности зданий) оно получило самый высокий рейтинг (98,5) среди офисных зданий такого размера. Использованные архитекторами Foster+Partners технологии обеспечивают экономию 35% энергии и 73% воды, а 500 тысяч светодиодных ламп потребляют на 40% меньше электроэнергии, чем обычные светильники. Разработанные для этого проекта потолочные панели с зеркальным покрытием отвечают за яркость светодиодов, акустику, охлаждение и обогрев помещений. В вакуумных туалетах используется дождевая вода, а бронзовые «наличники» на фасаде автоматически открываются для вентиляции.
www.fosterandpartners.com
4 поднимите мне веки
Еще одни прекрасные гости из будущего — два новых корпуса архитектурно-развлекательного комплекса The Imprint, построенного бюро MVRDV вблизи аэропорта Инчхон в Сеуле. Архитекторы постарались учесть существующую застройку, перенеся детали соседних зданий на бетонную облицовку фасадов. И в то же время быть ультрасовременными, заставив твердый материал выглядеть как податливая ткань: некоторые элементы фасада будто плывут, а входы в павильоны выглядят как откинутый занавес, маня зайти внутрь, где стеклянные полы, сделанные из мультимедийных экранов, отражаются в изогнутых зеркальных потолках.
www.mvrdv.nl
5 сим-сим, откройся!
Необычный жилой дом на пять квартир, оборудованный гидравлическими механизмами, появился недавно в Цюрихе. Окна обрамлены раскрашенными в двадцать оттенков красного и синего цвета раскрывающимися панелями, которые служат ставнями в закрытом виде и превращаются в балконы и перегородки в раскрытом. Создавая это кинетическое чудо, архитектор Мануэль Герц (Manuel Herz) вдохновлялся работами Жана Тангели (Jean Tinguel) и Александра Колдера (Alexander Calder) из принадлежащей хозяину дома коллекции, а также находящимся неподалеку Музеем Хейди Вебера, построенным Ле Корбюзье (Le Corbusier).
www.manuelherz.com
6 скрытный характер
Стремление слиться с ландшафтом было главной задачей при проектировании норвежской зоны отдыха Bukkekjerka. Этот небольшой комплекс, который называют самым красивым общественным туалетом в мире, создало архитектурное бюро Morfeus. Основной объем павильона формирует бетонная плита, которая обвивает его ломаной линией и переходит в расходящиеся в разные стороны дорожки. В образовавшуюся петлю встроено небольшое прямоугольное помещение, стены которого облицованы отполированной до зеркального блеска нержавеющей сталью. Единственное панорамное окно, из которого открывается вид на океан, снабжено зеркальным стеклом.
www.morfeus.nо
7 туманное будущее
Сразу несколько признаков позволяют отнести офис продаж крупнейшего в Китае девелопера Sunac к зданиям будущего. Китайцы считают, что контраст между природой и рукотворным объектом должен быть сведен к минимуму. Архитекторы из бюро AOE добились требуемого эффекта, подвесив к далеко выступающему карнизу здания гигантский занавес из металлической сетки. Воздушный коридор между фасадом и занавесом защищает дом от перегрева и позволяет значительно экономить энергию. В дальнейшем дом сменит функцию — его передадут детскому саду.
www.aoe-china.com
8 Тысяча деревьев
Получив под строительство многофункционального комплекса выходящий к реке участок парка, зажатый с трех сторон бетонными джунглями, Томас Хизервик (Thomas Heatherwick) предложил заказчику не строить очередной небоскреб, а создать искусственный ландшафт, который позволил бы сохранить зеленую зону в этом районе Шанхая. Так появился проект «1000 деревьев» — два «холма» с 400 террасами, образованными примыкающими друг к другу объемами разной высоты. Многочисленные опорные столбы комплекса вынесены наружу, и каждый венчает гигантская кадка с посаженным в нее деревом.
www.heatherwick.com
9 что скрывает фасад?
Кроме того, что новое здание базельского Kunstmuseum, построенного по проекту бюро Christ & Gantenbein, является примером уважительного отношения к исторической застройке, у него есть одна интересная техническая особенность. На высоте 12 метров вдоль всех семи фасадов многогранного объема общей длиной 115 метров тянется трехметровый фриз. В стыки между хитро сложенными кирпичами вложено более 1300 невидимых с улицы белых светодиодов. С их помощью кирпичная кладка фриза превращается в настоящий медиафасад, по которому можно запустить сообщения о проходящих выставках и культурных мероприятиях. Светодиоды контролируются установленными на крыше датчиками, способными регулировать яркость бегущей строки в соответствии со временем суток.
www.christgantenbein.com
Текст: Марина Ширская