По версии парижских следователей, причиной пожара в Соборе Парижской Богоматери стало короткое замыкание, а не поджог. Пожар начался 15 апреля 2017 года около семи часов вечера и был потушен только утром 16 апреля. Для Парижа и всей Франции это событие стало настоящей трагедией. Конструкция собора и главные произведения искусства, хранящиеся в нем, уцелели, но деревянная крыша и шпиль были полностью уничтожены огнем. Каменные, медные и бронзовые статуи, включая скульптуры двенадцати апостолов, сохранились в неприкосновенности, поскольку были сняты за несколько дней до ЧП — в здании шли плановые реставрационные работы.
Сразу после того, как пожар был ликвидирован, заговорили о восстановлении собора. Настоятель предположил, что реставрационные работы займут не менее двадцати лет, но президент Франции Эммануэль Макрон (Emmanuel Jean-Michel Frédéric Macron) назвал другую цифру — за пять лет собор должен быть восстановлен. Деньги на реконструкцию выделили не только город Париж и регион Иль-де-Франс, но и крупные французские предприниматели — первыми жертвователями стали Франсуа-Анри Пино (François-Henri Pinault) и Бернар Арно (Bernard Arnault), их примеру последователи другие меценаты. За первые полдня было собрано 600 млн евро.
Реконструкция включала в себя воссоздание шпиля по проекту французского архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка (Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc), автора исторического шпиля первой половины XIX века, и разработку нового внутреннего убранства. Эту задачу архиепископ Парижский, монсеньор Лоран Ульрих (Laurent Bernard Marie Ulrich), посоветовавшись с художественным советом, возложил на французского дизайнера Гийома Барде (Guillaume Barde), которому предстояло создать алтарь, амвон, кафедру с сиденьями, скинию и баптистерий так, чтобы они были не только прочными и совершенными по форме, но несли в себе нечто большее, связанное с верой и красотой литургической жизни.
Дизайнер отдал предпочтение бронзе и простым формам, совершенным и символичным. Первым предметом, который он разработал для внутреннего пространства собора, стал амвон Т-образной формы, символизирующий свободу. Следующему предмету, баптистерию, Барде придал округлую форму, поскольку она ассоциируется с постоянством и преданностью.
По замыслу дизайнера, все предметы, наполняющие Собор Парижской Богоматери, одну из главных достопримечательности французской столицы, должны соответствовать убеждениям католиков и привлекать внимание нехристиан. Должны быть не слишком заметными, но и не прятаться. Каждый из них несет свою символику, а все вместе они воплощают суть прошлого и настоящего и приветствуют будущее. Публика сможет увидеть новое убранство в декабре 2024 года, когда собор откроется после пятилетней реставрации.