Россия на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции представила экспозицию, посвященную сооружению и функционированию железной дороги. Открытие выставки «Станция «Россия» в Павильоне России состоялось 23 мая 2018 года.
Проект связан с заявленной кураторами биеннале темой «Свободное пространство» (FreeSpace), которая имеет для России особое значение. Россия обитаема там, где проходит железная дорога. Железная дорога служила и еще долго будет служить инструментом покорения бескрайнего русского пространства. Генеральным партнером Павильона в этом году выступил ОАО «РЖД».
Выставка состоит из пяти частей, каждой из которых отведен отдельный зал.
В первом зале «Введение в географию» размещено видео, рассказывающее о масштабах страны, об интенсивности движения, пассажиропотоках и вокзалах нашей страны. Во втором зале «Проектное депо» представлены старые и современные фотографии с вокзалами и пассажирами, кадры с камер наблюдения. В центре зала — зависший над лестницей макет первого, павловского вокзала.
Третий — зал «Ожидание будущего» — футуристический проект группы НЭР, посвященный размышлениям на тему вокзалов в мегаполисах. Плюс, современное предложение по развитию площади трех вокзалов в Москве. В четвертом зале — «Камера ожидания», с двух сторон заполненная ячейками с артефактами и инсталляция из забытых/потерянных чемоданов. В последнем пятом зале в большом замороженном окне, имитирующем вагонное, демонстрируется фильм «7 days in 7 minutes», снятый молодым московским режиссером Даниилом Зинченко, отправившимся в путешествие через всю страну на встречу с дедом, живущим во Владивостоке.
Эстонский павильон посвящен реконструкции старой церкви Santa Maria Ausiliatrice в стиле барокко. Пространство церкви разделено на две части бетонной стеной, которая является частью инсталляции. Кураторы выставки сохранили основные элементы церкви — колонны и тротуары — и обновили пространство с помощью бетона. Внутри работает выставка «Слабая монументальность» (Weak monuments), на которой организаторы раскрывают понятия «слабость» и «монументальность» в архитектуре.
Израильский павильон посвящен истории переговоров в Святых землях. Кураторы павильона пытаются проследить сложный механизм «статуса-кво» в землях Израиля и Палестины, где два государства имеют хрупкую систему взаимоотношений. Павильон раскрывает историю трех монотеистических религий в Святых землях и ценность мирного урегулирования конфликтов.
Греческий павильон исследует общественные академические пространства: от музеев до университетов. Павильон представлен в виде многоуровневого пространства, в котором расположены 56 макетов образовательных пространств со всего мира выполненных с помощью 3D печати. Все работы распределили по периодам, масштабам и пространственным стратегиям. Посетители могут ориентироваться в них благодаря специальной карте и каталогу.
Испанский павильон создан при участии студентов архитектурных университетов страны, которые представили свои проекты по реконструкции внешнего вида павильона. Пространство посвящено размышлениям об архитектуре учебных пространств настоящего и будущего, слиянию реального и виртульных миров. Впервые представлены докторские диссертации архитектурных университетов.
Пакистанский павильон «Сгиб» (The Fold) впервые появится на венецианской биеннале. Кураторы посвятили павильон проблеме густонаселенности поселений в Карачи. Этот город долгое время служил главным финансовым и промышленным центром Пакистана, из-за чего заметно возрос приток эмигрантов. Город стал застраиваться большим количеством неофициального жилья: всего лишь на 8,1% территории города сейчас проживает более 60% населения. Основная идея заключается в исследовании гармоничного сосуществования в условиях ограниченного пространства.
Ватиканский павильон впервые представлен на венецианской биеннале. Создатели проекта вдохновились архитектурой Деревянной часовни, построенной в 1920 году Гуннаром Асплундом в Стокгольме. Здание часовни покрыто 9000 деревянных черепиц, а внутри работает выставка эскизов Гуннара Асплундо, иллюстрирующих концепцию и процесс строительства оригинальной часовни.
Датский павильон размышляет о силе инноваций. Выставка посвящена международным достижениям в таких сферах, как мобильность, культурная устойчивость и эффективность потребления ресурсов. Одним из экспонатов станет BLOX — новое здание бюро OMA в Копенгагене. Это многофункциональное здание, которое иллюстрирует, как архитектурные инновации и совместные усилия могут привести к революционному образу жизни.
Швейцарский павильон посвящен обстановке современного жилья. Посетителям Биеннале предлагается осмотреть стандартный интерьер квартиры. При подготовке этого тура кураторская команда собрала обширный архив фотографий без мебели, чтобы воссоздать вид типичного жилого пространства Швейцарии.
Китайский павильон посвящен теме «Строительство будущей деревни». Кураторы стремились осветить проблему обустройства сельской местности в Китае. На востоке страны деревня давно стала новой областью для экспериментов.
Кураторы австрийского павильона заявляют: «Города во многом определяются их общественными пространствами». Цель павильона показать, что именно благодаря качественным общественным пространствам можно найти баланс в работе города, действовать с прицелом на будущее. Для австрийского проекта три концептуальные команды разработали взаимозависимую пространственную установку из трех частей.
Японский павильон посвящен проблеме доступа к ресурсам и их использования. Кураторы хотят сказать, что одной из главных ролей архитектуры 21-го века является преодоление барьера доступности ресурсов. Целью этой выставки является создание платформ для активного обсуждения экологических проблем в архитектурной и городской теории.
Финский павильон посвящен обустройству библиотек будущего. Представители Финляндии вдохновились архитектурными проектами Алвара Аалто. Выставка исследует развитие финской библиотечной архитектуры и стремится разработать проект настоящей библиотеки будущего. Проект сосредоточен на строительстве новой Хельсинской центральной библиотеки, по проекту ALA Architects. Она откроется в декабре 2018 года.
Скандинавский павильон исследует возможность взаимодействия природы и архитектуры. Финская архитектурная компания Lundén была выбрана для разработки павильона. Цель проекта — исследовать новые способы проектирования зданий, которые подчеркнут невидимое взаимодействие между построенным зданием и естественной средой.
Португальский павильон состоит из 12 экспозиций. Public Without Rhetoric — проект, разработанный кураторами выставки для представления Португалии. С начала кризиса 2007 года произошло сокращение инвестиций в обустройство города, однако за это время было построено значительное количество качественных общественных мест, которые и хотят показать португальские архитекторы.