Главному парку страны исполняется 90. По этому случаю граффити-художник Покрас Лампас расписал символ парка, легендарную скульптуру «Девушка с веслом», текстами в духе современной каллиграфии. Оригинал скульптуры погиб по время бомбежек в годы Великой Отечественной, но ее образ донесли старые фотографии и эскизы, по которым компания Temporum, специализирующаяся на 3D-печати, сделала реплику в натуральную величину. Скульптуру поставят перед входом в парк.
За свою почти вековую историю парк пережил многое. После войны здесь выставляли трофейную фашистскую технику, в девяностых катались на самых известных в стране «Американских горках», а в наши дни играют в пляжный волейбол и ходят на психоделические выставки в музей «Гараж».
Между тем эти земли начали осваивать еще при вятичах. Здесь стояло городище, страдавшее от набегов крымских татар, так как рядом был брод через Москва-реку. В 1930-х на его месте построили Крымский мост, получивший свое название по той давней истории. До XIX века эта территория считалась загородной глухоманью с огородами и выпасом скота.
Жизнь кипела в соседнем Нескучном, где селились бояре, давшие начало известным дворянским родам. Строгановы, Трубецкие, Голицыны там строили усадьбы и разбивали прекрасные парки. Павильон «Охотничий домик», например, где сейчас играют в «Что? Где? Когда?», остался еще с тех времен. Кстати, именно здесь обосновалась одна из первых русских бизнес-вумен или «великих мастериц устраивать свои дела», как их называли в XIX веке, — Наталья Петровна Чернышева, в замужестве Голицына, богатейшая женщина своего времени, которую лично поздравляли с именинами императоры.
Нескучным этот район стали называть при Демидове, поднимавшем отечественную металлургию, а на досуге любившем пошутить, обряжая сторожей садовыми скульптурами, пугающими гостей. Народные гулянья (1 рубль с едой и музыкой) в парке устраивали еще в барские времена. Традиция закрепилась с появлением «Воздушного театра», собиравшего на свои представления всю Москву. Воздушным его называли, так как спектакли давали на открытом воздухе с деревьями и прудами вместо декораций. Играли Щепкин и Мочалов, а зрителей набиралось до двух тысяч человек.
Нынешняя часть ЦПКиО, примыкающая к Нескучному саду, весь XIX век служила местом для загородных прогулок. А вот участку со стороны «Музеона» не так повезло. Здесь были пустыри и свалки. В 1920-х именно это обстоятельство привлекло внимание всесоюзного старосты, искавшего свободную городскую площадку для Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. На устройство экспозиции провели конкурс, который выиграл главный архитектор советского классицизма Иван Жолтовский.
Он предложил регулярную планировку участка с четкими линиями осей. Отталкивались от главной — заданной течением Москвы-реки, вдоль которой устроили первую набережную. Тот план угадывается до сих пор. На выставку было два входа. Посетители стекались к центральной зоне — просторной Площади народов, а отсюда расходились, кто куда: осматривать павильоны, гулять в саду у Голицынского пруда или отдыхать у реки. Павильоны в духе историзма и конструктивизма были посвящены различным отраслям молодого советского хозяйства и народностям, проживавшим на территории большой страны.
После окончания выставки на ее месте решили разбить парк культуры и отдыха всесоюзного значения. Проект даже вынесли в массы. В печати активно обсуждались предложения архитекторов и различные пожелания москвичей. Многие не только высказывали идеи, но и приходили на стройку «волонтерами». В итоге всем миром 12 августа 1928 парк торжественно открыли.
Генплан парка был разработан Константином Мельниковым. Не все из задуманного было осуществлено сразу. Так, грандиозный фонтан со светомузыкой появился только… в конце 1970-х. Архитектор продумал всю инфраструктуру парка. Здесь была эстрада, чайные и закусочные, спортивные площадки и аттракционы. Маленьких детей можно было оставить в яслях. На территории находилась библиотека-читальня, кинозал и лодочная станция. Вход — 10 копеек.
Первым директором парка была легендарная Бетти Николаевна Глан, сделавшая его не просто местом для прогулок, но кузницей советского интеллигента, «культурным комбинатом по переделке сознания». В эти же годы появилась Пушкинская набережная по проекту Александра Власова и Зеленый театр в Нескучном, какими мы их знаем. В 1932-м парк получил приставку к названию — в честь всенародного литератора Максима Горького. Тогда же Власов сформировал нынешнюю структуру парка, а у каскада прудов поставили «Девушку с веслом» главного советского скульптора Ивана Шадра. Пластический декор тех лет, включая цветочные вазоны вдоль набережной, восстановили в ходе последней реконструкции парка, вернувшей ему исторический облик.
Первую реконструкцию провели еще в 1950-х, так как парк сильно пострадал во время войны. А самую значимую уже в 2010-х, после того, как за парк, в смутные 1990-е превратившийся в грандиозный шалман, взялся новый директор Сергей Капков. В 2013-м торжественно открыли отреставрированную арку Главного входа, шедевр сталинского ампира, спроектированный в 1956 году Георгием (Юрием) Щуко и Ассеном Спасовым.
При Капкове парку вернули былое великолепие, восстановив «Розарий», одну из первых в стране Народных обсерваторий (открыта еще в 1929 году), а также мечту всей детворы 1990-х, космический борт «Буран». Восстановили ландшафт парка, садовое убранство, обустроили множество спортплощадок и кафе, открыли прокат велосипедов и прочего снаряжения, коворкинг и беговую школу. Сюда переехал музей современного искусства «Гараж». Летом в парке кино и музыкальные фестивали ранга Park Live с хедлайнерами Gorillaz и Massive Attack, а зимой — самый большой в Европе искусственный каток.
Покрас Лампас появился в проекте неслучайно. Художника называют героем новой волны уличного искусства, а его работы используют в своих коллекциях бренды ранга Yves Saint Laurent. Парку 90, но именно сейчас он переживает свое второе рождение и окончательно стал именно тем, чем был задуман. Скульптура, символизирующая парк, с граффити Лампаса показывает, что прошлое связано с настоящим, а само это настоящее — яркое, свежее и на острие.