Когда локация становится живым организмом
В начале 1920-х годов прошлого века первопроходцы конструктивизма, братья Веснины, поставили перед собой цель использовать любое пространство настолько функционально, насколько это возможно. Благодаря новаторству архитекторов стали появляться удобные для жизни и работы кластеры со своей инфраструктурой: вокруг предприятия вырастали жилые дома для сотрудников, появлялись детские сады, прачечные, булочные, зеленые зоны. После рабочей смены можно было заглянуть в киоск «Союзпечать» за вечерней газетой, зайти за молоком и неспешно прогуляться по парку, встречая по пути только соседей.
Идея братьев Весниных получила развитие в деловых и творческих пространствах сегодняшней Москвы. Здесь городская среда особенно дружелюбна к горожанам. Она встречает их галереями, кафе и «местами силы» для всей семьи. Среди самых удачных примеров реализации принципа функциональности, присущего конструктивизму, отметим арт-пространство «Арма» на Курской, ЦСИ «Винзавод» и деловой квартал «Рассвет» с гастрономическим пространством «Food Street. Рассвет» на Пресне. Последний примечателен еще и тем, что отсюда легко добраться до богемных Патриарших — еще одного уголка в центре Москвы, унаследовавшего дух Старого города.
Роскошь современности
От традиций градостроительных планов перейдем к самой архитектуре. Современный конструктивизм — одно из самых востребованных архитектурных направлений в мегаполисах. У предшественника он заимствует технологичность — здесь только новейшие инженерные и конструктивные решения. Главное различие заключается в эклектичной природе современного конструктивизма. В нем выражено единство трех родственных стилей: неоконструктивизма, неомодернизма и баухауса. Максимум натурального камня и стекла, строгость геометрических форм, легкость прозрачных конструкций — приятное глазу сочетание, простое и величественное одновременно. Не стоит забывать о качественной инсоляции: окна становятся больше, открывая панорамный вид на город, что тоже в духе классики конструктивизма. Достаточно вспомнить широкие сдвижные окна дома Наркомфина на Баррикадной, в спальнях обращенные на восток, а в гостиных — на запад.
В Москве интересным примером современного конструктивизма обещает стать
Дом в аутентичном старомосковском районе с развитой инфраструктурой соединит в себе прошлое, настоящее и будущее столичных архитектурных направлений. Лаконичность форм раскрывается в изящных деталях, олицетворяя стиль жизни резидентов. Если говорить о светской Москве на новом витке истории города, современный конструктивизм Дома на Малой Грузинской можно назвать ее воплощением.
Комьюнити как синоним ненавязчивого добрососедства
Архитекторы советского конструктивизма видели за домами-коммунами будущее городского строительства. Концепция до сих пор кажется привлекательной. Представьте себе комфортную и понятную среду обитания, где предусмотрено все до мелочей. На крыше расположены теплицы, кресла для отдыха и столики для бадминтона, на первых этажах дома продается разнообразная кулинария, соседние помещения занимают сервисные заведения.
Таким представляли дом Наркомфина его создатели, но не все решения удалось воплотить в жизнь. После реконструкции, завершенной в 2020 году, историческая справедливость восторжествовала — на плоской крыше здания появилась летняя терраса. Любопытное наблюдение: в доме Наркомфина связь поколений не только формальная, архитектор нового проекта — внук Моисея Гинзбурга, одного из творцов этого памятника конструктивизма. Архитекторы советского авангарда отрицали историческую преемственность, что не помешало им оставить наследие, достойное развития и совершенствования силами следующих поколений.
Единственный недостаток философии домов-коммун современному москвичу видится в необходимости постоянного контакта, зачастую вынужденного, с соседями. Минус на плюс меняют новые дома, выполненные в стиле современного конструктивизма. Изучение сданных и только планируемых жилых комплексов в центре Москвы дает представление о подходе архитекторов к функциональной роли общих зон. Конечно, стилистические решения внутреннего дизайна должны соответствовать настроению дома и образу жизни комьюнити. Внутренняя отделка новых домов погружает в особую атмосферу — утонченную и монументальную, элитарную и минималистичную одновременно.
Уютный двор, просторная детская площадка, лобби, колясочная, игровая комната, собственный фитнес-зал, общая гостиная, которой можно пользоваться сообща или по записи… Это еще не обязательные элементы добрососедства, однако они постепенно завоевывают сердца москвичей. Речь уже не о коммуне, а о комьюнити — сообществе соседей, сохраняющих доброжелательную дистанцию и готовых при необходимости поддержать друг друга. Очень скандинавская тенденция, что совсем не удивительно: существенное влияние на современный конструктивизм оказали архитекторы Швеции, Дании и Финляндии.
РЕКЛАМА, Подробная информация на