Офисное строительство — одна из самых динамичных областей архитектуры. Если еще двадцать лет назад пределом мечтаний топ-менеджера был отдельный кабинет с панорамными окнами, то сегодня мы получили возможность работать в современных бизнес-центрах и офисных парках рядом с ними, встречаться с партнерами на террасах или в высокотехнологичных переговорных, заниматься спортом, не покидая офисного здания, и отдыхать в элегантных лаунж-зонах.
А еще офисы сильно меняются внешне, превращаясь из типовых коробок в объекты авторской архитектуры, способные становиться визуальной доминантой района или формировать целые бизнес-кварталы.
Разбираем новый тренд на примере премиального офисного квартала STONE Towers девелопера
Справка
STONE HEDGE — крупнейшая девелоперская компания по офисному строительству в Москве. Общий объем заявленных проектов бренда STONE, согласно оценке NF Group (ex Knight Frank Russia), — около 350 000 кв. м, максимум среди всех девелоперов, занимающихся возведением офисов на продажу в столице. На данный момент в реализации представлено пять бизнес-центров, спроектированных и задуманных по единым стандартам. Квартал STONE Towers занимает среди них особое место. Во-первых, именно здесь появилось первое построенное здание под брендом STONE — Tower А — и по нему можно будет судить об остальных проектах девелопера. А во-вторых, из-за особой организации и облика квартала район «Белорусской» кардинально изменится уже в ближайшие годы. И, в-третьих, в одной из башен STONE Towers разместится центральный офис самого девелопера.
Всего в квартале появится четыре офисных здания с многообразными зонами для нетворкинга и масштабным парком, посещать который смогут не только работники премиального квартала, но и все горожане.
Tower А стала первым построенным и реализованным монорезиденту офисным зданием под брендом STONE. Towers B и С находятся на высокой стадии готовности. Четвертая башня — Tower D — только вышла в продажи. Из-за высокого спроса на помещения в первых трех зданиях Tower D сегодня стала самой ожидаемой для рынка.
На работу как на праздник
Одни из самых интересных изменений, которые происходят в архитектуре больших городов, связаны сегодня с офисами. Офис больше не коробка для выполнения человеком служебных функций, а полноценное пространство для самореализации. Этот тренд появился не сегодня, но особенно активное развитие получил именно в последние годы в связи с опытом пандемии. «Ты не такой, как все, ты работаешь в офисе»: после окончания самоизоляции строчки из знаменитой песни перестали звучать иронично. Выход в офис для многих действительно стал преимуществом, глотком свежего воздуха. Отсюда стремление компаний развивать рабочую среду — сделать ее комфортнее, здоровее, интереснее.
Александр Цимайло и Николай Ляшенко:
«В обыденном восприятии офис — это коробка с фасадом и ядром в середине. Плюс лобби и лифты. Но еще есть вопрос жизнеспособности и ликвидности здания на протяжении долгого времени. И здесь важную роль играет планировочная структура: все размеры, глубина этажа, способность деления на лоты — на это очень мало обращают внимание.
При проектировании офисного квартала STONE Towers мы отталкивались от задач прагматичности, функциональности и долгожительства офиса. Мы не стали делать дом-скульптуру, но стремились найти эстетику на базе простых геометрических решений, свое архитектурное качество. Реализовано это было за счет композиционного единства фасадных решений всех зданий».
Не только для сотрудников
Как меняются офисы? Прежде всего — внешне. Архитекторы играют с формой фасадов, уходя от ровных и прямых линий и делая выбор в пользу изящных пластичных форм, экспериментируют с цветовым решением и материалами. Характерный пример — Tower А в квартале STONE Towers, сданная в сентябре в эксплуатацию. Отдельно стоящее девятиэтажное здание площадью около 14 000 кв. м имеет идеальную форму куба и эффектные фасады из стеклофибробетона с выделяющейся геометрией.
А: первая буква алфавита бренда STONE
Tower А — первый объект бренда STONE, построенный для одной компании в формате штаб-квартиры. Сегодня девелопер ведет активное строительство второго офисного здания под монорезидента — «STONE Курская». Как и во всех офисных зданиях в линейке STONE для одного владельца, первый этаж Tower А выполнен в формате open space, что позволяет собственнику настроить пространство под себя. Среди других интересных архитектурных деталей Tower A: терраса на последнем этаже как дополнительное функциональное пространство. Статусная с визуальной точки зрения, она произведет впечатление на клиентов компании и станет местом для проведения деловых вечеров и корпоративных мероприятий.
От утверждения концепции до сдачи в эксплуатацию архитектурная идея Tower А не пережила никаких изменений. Умение реализовать на практике на все 100% — важное преимущество девелопера STONE HEDGE. В строительстве, а тем более офисном, это пока воспринимается как сверхспособность. Выстроенное многолетнее сотрудничество девелопера с генподрядчиком-партнером, который отвечает за сроки и качество строительства объектов, позволило STONE HEDGE добиться таких высоких стандартов реализации.
Офис и среда, которая его окружает, теперь не просто место для работы сотрудников, но и часть городской среды, куда при желании может попасть любой желающий. В офисном квартале STONE Towers это решено через парк площадью 5000 кв. м, который будет предназначен не только для отдыха и работы сотрудников (рабочие зоны в павильонах на свежем воздухе — отдельная интересная история), но и местом для прогулок жителей района. В том, что эта территория будет востребована, можно не сомневаться: зеленого ландшафта в районе «Белорусской» критически не хватает. Помимо парка, общими для сотрудников и горожан станут рестораны, кофейни и магазины. Зоны ретейла, расположенные в многофункциональном стилобате, объединяющем Towers B и C, были реализованы за год открытых продаж. При этом часть инфраструктурных помещений девелопер
Александр Цимайло и Николай Ляшенко:
«Авторская архитектура в офисном строительстве — это действительно тренд. Но надо понимать, что он никогда не станет массовым. Если весь город будет состоять из авторской архитектуры, он быстро перенасытится событиями, будет разрозненным и единого, гармоничного пространства не возникнет. Поэтому яркие архитектурные образы должны возникать только в определенных местах. Между ними необходимы паузы. Район „Белорусской“ — „Савёловской“ в этом смысле — оптимальное место для появления такого проекта, как STONE Towers».
Мимикрирующая архитектура
Умение вписывать объекты в существующую городскую среду — одна из сильных сторон компании
В случае с офисным кварталом STONE Towers перед девелопером и архитекторами стояла иная цель — создать проект, который станет новым драйвером развития локации. Это задача была решена за счет тонкой интеграции бизнес-квартала в разноформатный ландшафт городской среды как на уровне архитектуры, так и на уровне цветовой гаммы делового комплекса.
Все башни STONE Towers выполнены из стеклофибробетона. Материал отличается повышенной износостойкостью и пластичностью, благодаря чему архитекторам удалось поиграть с формой, уйти от прямых линий, характерных для большинства типовых офисных застроек. Каждая башня имеет свое лицо и индивидуальность, при этом благодаря повторяющимся элементам фасадов офисный квартал производит впечатление единого организма.
Здания выполнены в благородных графитовом, зеленоватом, песочном и светлом оттенках, которые растворяют их в пространстве, снимают давящее ощущение, типичное для высотных построек. Авторская архитектура неоднократно была отмечена на профессиональных премиях. В их числе: European Property Awards и Best for Life Design Awards.
Александр Цимайло и Николай Ляшенко:
«Изначально у нас была концепция четырёх зданий, каждое из которых уникально с точки зрения пропорций, высоты, ритма фасадной сетки, цветового решения. Они должны были отличаться друг от друга, при этом формировать единый архитектурный ансамбль. Tower А — самая маленькая и изящная. Мы хотели, чтобы насыщенные темные оттенки открывали и закрывали композицию, собирая все здания в цельный комплекс. Поэтому у Tower A появился необычный антрацитовый цвет. Для крупного строения это было бы перебором в массе, утяжеляло бы восприятие и создавало ощущение громоздкости в ландшафте города. Работая над проектом, мы понимали, что облик района будет формироваться этим комплексом — по своему масштабу он играет достаточно большую роль. Остальное окружение точно будет меняться после того, как мы зададим вектор развития территории».
Визитная карточка бренда STONE
Визитной карточкой бренда STONE стала девятиэтажная Tower А, первая введенная в эксплуатацию башня квартала STONE Towers. Благодаря тому, что все стандарты внутри бренда STONE едины, по ней можно судить о том, что будут представлять собой и другие объекты, и в первую очередь Towers B и С (уже почти полностью распроданные). А также Tower D, реализация офисов в которой началась в ноябре этого года. Офисы в этих зданиях продаются внарезку. Варианты площадей: от 70 кв. м до этажа целиком. При этом независимо от площади сотрудники всех пространств смогут пользоваться общей инфраструктурой: парком, ресторанами с летними верандами и лаунж-этажом, расположенным в Tower B.
Каковы же главные стандарты бренда STONE? Прежде всего, это принципы человекоориентированного, здорового строительства (healthy building). Healthy building — это ряд характеристик здания, каждая из которых благотворно влияет на физический и ментальный комфорт резидентов: от улучшенных инженерных систем и увеличенной площади остекления до элементов биофильного дизайна и общего благоустройства территории.
Все бизнес-центры STONE отличают функциональные планировки офисных этажей: учитываются высокие потолки (не менее 3,65 м) и глубина помещений 8–10 м, а увеличенная площадь остекления обеспечит равномерное распределение дневного света по всему рабочему пространству. За счет фрагментированного устройства фасадов появляется возможность организовать комфортную кабинетную нарезку, которая не мешает создавать и камерное, уютное пространство — среду, в которой человек не хочет быть постоянно на виду, стремится иметь достаточно дневного света и при этом «закрыться» в случае необходимости, уйти в зону комфорта.
Александр Цимайло и Николай Ляшенко:
«В процессе работы над проектом мы не отклонялись от главной идеи, но некоторые моменты в динамике были „донастроены“. Например, в Tower D, ориентируясь на опыт первой очереди, мы расширили фасадную сетку, увеличили площадь остекления и тем самым добились идеального баланса».
Парк как место силы
Живописный парк площадью 5000 кв. м с бульварами для прогулок и павильонами для работы на свежем воздухе с зарядными устройствами для гаджетов — отдельная гордость проекта и главная точка притяжения жителей окрестных кварталов. Для резидентов Tower D парк будет иметь особую привлекательность за счет отдельного выхода прямо в его основную часть. Даже находясь внутри офиса, сотрудники смогут находиться в контакте с зеленым ландшафтом в течение всего дня. Благодаря особой организации бульваров и пешеходных дорожек потоки горожан будут вовлекаться в пространство офисного квартала, повышая трафик ретейла. Для района, расположенного в бывшей промышленной зоне неподалеку от двух крупных транспортных хабов — «Белорусская» и «Савёловская», — появление новой точки инфраструктуры и досуга по-настоящему бесценно.