За свою историю «Гараж» сменил не один адрес, пока наконец вместе с обретением статуса музея прописался в бывшем здании кафе «Времена года». Как сказала основатель музея Дарья Жукова, «вся история «Гаража» тесно связана с архитектурой.

Музей современного искусства "Гараж"
Фасад здания «завернут» в два слоя полупрозрачного поликарбоната и приподнят над землей на высоту 2,25 м. За счет стеклянного вестибюля интерьер первого этажа музея просматривается насквозь.
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)

В 2008 году мы реконструировали заброшенное здание Бахметьевского автопарка — памятника архитектуры советского авангарда, в 2012 году построили выставочный павильон в Парке Горького, который стоит в ряду исключительных примеров временной архитектуры, а в 2015 году открыли наше первое собственное здание, работу над которым вели с одним из самых значительных архитекторов нашего времени — Ремом Колхасом». К тому моменту глава бюро OMA уже успел перестроить бывшую винодельню в Милане в Центр современного искусства Фонда Prada.

Музей современного искусства "Гараж"
Работа Эрика Булатова. Полотно высотой 9,5 м создано специально для «Гаража».
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Проект Колхаса развивает новый тип музейного сознания
Музей современного искусства "Гараж"
Дарья Жукова и Рем Колхас на открытии музея.
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)

Два года назад в Лондоне Колхас представил проект реконструкции московского здания 1968 года, который был реализован практически без изменений. Архитектор максимально сохранил планировку и отделку. Бетонные опоры усилили, очистили и покрыли штукатуркой. Коммуникации убрали в пол и в двойной фасад.

Музей современного искусства "Гараж"
Фрагмент выставки Яёй Кусамы «Теория бесконечности».
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)

Оригинальное мозаичное панно, обычный и клинкерный кирпич, глазурованную керамическую плитку 1960–1980-х годов отреставрировали и выставили напоказ. Вокруг фасада соорудили оболочку из поликарбоната, который дает мягкий, рассеянный свет. В проекте предусмотрены решения, которые позволяют видоизменять внутренее пространство музея под различные выставки: можно устанавливать мобильные стены, формируя новые залы, а также опускать с потолка белые стеновые панели.

Музей современного искусства "Гараж"
Кафе на первом этаже музея. В скором времени здесь появится оригинальная советская мебель 1960–1970-х годов, которая дополнит уже существующую мебель от европейских дизайнеров того же времени.
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)

Насколько удачным получилось новое помещение музея для презентации современного искусства, мы расспросили его директора Антона Белова. «Как шутил Джон Балдессари, «чтобы построить идеальный музей современного искусства, нужно позвать лучших архитекторов, они построят здание.

Музей современного искусства "Гараж"
Под главной лестницей, ведущей на второй этаж, находится гардероб. Его ярко-оранжевый наливной пол эффектно контрастирует с бетонным покрытием центральной галереи.
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)

Пригласить туда известных кураторов, они отберут работы для выставок. А потом позвать строителей, которые возведут рядом со зданием обычный ангар. Художники выкрасят в нем стены белым цветом и будут выставлять все что хотят». С этой точки зрения наше здание безусловно не идеально, потому что не является белым кубом. Но, с другой стороны, оно заставляет художников по-новому поработать со своим искусством.

Музей современного искусства "Гараж"
Лекторий с разноцветными стульями, дизайн Рэй и Чарльза Имс, Vitra.
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)
Нам удалось впервые в России реализовать проект европейского архитектора от начала и до конца
Музей современного искусства "Гараж"
Один из залов выставки Яёй Кусамы «Теория бесконечности».
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)

Они видят новые фактуры, специфику пространства. Так, например, Джерри Горовец, куратор выставки Луизы Буржуа, которая откроется у нас в сентябре и охватит практически все пространство музея, побывав в «Гараже», пришел в восторг от старых кирпичных стен. Он отказался от идеи закрыть их белыми панелями. Проект Колхаса развивает новый тип музейного сознания. Безусловно, какие-то решения приходилось менять по ходу стройки.

Музей современного искусства "Гараж"
Книжный магазин на первом этаже Музея современного искусства. Архитекторы постарались сохранить все особенности планировки здания.
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)

На реализацию было дано 14 месяцев — это очень сжатые сроки. Некоторые материалы не успевали доставить, а каких-то не было в наличии. Так, пол в вестибюле планировалось выложить фанерой хвойных пород. Однако выяснилось, что в России ее не существует. Заменили на березу. И тем не менее принципиально важно, что нам удалось впервые в России реализовать проект европейского архитектора от начала и до конца. Это положительный опыт и наше первое достижение».

Музей современного искусства "Гараж"
Негласный символ музея — фрагмент мозаичного панно «Осень», которое было восстановлено итальянскими реставраторами. Автор произведения неизвестен, как и точная дата его создания.
Фото
Джорджо Поссенти (Giorgio Possenti)