За свою историю «Гараж» сменил не один адрес, пока наконец вместе с обретением статуса музея прописался в бывшем здании кафе «Времена года». Как сказала основатель музея Дарья Жукова, «вся история «Гаража» тесно связана с архитектурой.
В 2008 году мы реконструировали заброшенное здание Бахметьевского автопарка — памятника архитектуры советского авангарда, в 2012 году построили выставочный павильон в Парке Горького, который стоит в ряду исключительных примеров временной архитектуры, а в 2015 году открыли наше первое собственное здание, работу над которым вели с одним из самых значительных архитекторов нашего времени — Ремом Колхасом». К тому моменту глава бюро OMA уже успел перестроить бывшую винодельню в Милане в Центр современного искусства Фонда Prada.
Проект Колхаса развивает новый тип музейного сознания
Два года назад в Лондоне Колхас представил проект реконструкции московского здания 1968 года, который был реализован практически без изменений. Архитектор максимально сохранил планировку и отделку. Бетонные опоры усилили, очистили и покрыли штукатуркой. Коммуникации убрали в пол и в двойной фасад.
Оригинальное мозаичное панно, обычный и клинкерный кирпич, глазурованную керамическую плитку 1960–1980-х годов отреставрировали и выставили напоказ. Вокруг фасада соорудили оболочку из поликарбоната, который дает мягкий, рассеянный свет. В проекте предусмотрены решения, которые позволяют видоизменять внутренее пространство музея под различные выставки: можно устанавливать мобильные стены, формируя новые залы, а также опускать с потолка белые стеновые панели.
Насколько удачным получилось новое помещение музея для презентации современного искусства, мы расспросили его директора Антона Белова. «Как шутил Джон Балдессари, «чтобы построить идеальный музей современного искусства, нужно позвать лучших архитекторов, они построят здание.
Пригласить туда известных кураторов, они отберут работы для выставок. А потом позвать строителей, которые возведут рядом со зданием обычный ангар. Художники выкрасят в нем стены белым цветом и будут выставлять все что хотят». С этой точки зрения наше здание безусловно не идеально, потому что не является белым кубом. Но, с другой стороны, оно заставляет художников по-новому поработать со своим искусством.
Нам удалось впервые в России реализовать проект европейского архитектора от начала и до конца
Они видят новые фактуры, специфику пространства. Так, например, Джерри Горовец, куратор выставки Луизы Буржуа, которая откроется у нас в сентябре и охватит практически все пространство музея, побывав в «Гараже», пришел в восторг от старых кирпичных стен. Он отказался от идеи закрыть их белыми панелями. Проект Колхаса развивает новый тип музейного сознания. Безусловно, какие-то решения приходилось менять по ходу стройки.
На реализацию было дано 14 месяцев — это очень сжатые сроки. Некоторые материалы не успевали доставить, а каких-то не было в наличии. Так, пол в вестибюле планировалось выложить фанерой хвойных пород. Однако выяснилось, что в России ее не существует. Заменили на березу. И тем не менее принципиально важно, что нам удалось впервые в России реализовать проект европейского архитектора от начала и до конца. Это положительный опыт и наше первое достижение».