В 1956 году на историческом XX съезде КПСС был не только открыто осужден культ личности. На нем же перед советским обществом была поставлена задача положить конец жилищному дефициту. И уже на следующий год было принято постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Фактически это было официальным провозглашением новых принципов строительства и архитектуры и началом массового жилищного строительства на всей территории Советского Союза.
В самом деле, к середине 1950-х стало очевидно, что монументальная, пышная сталинская архитектура с дорогими материалами и сложно реализуемыми проектами (такими, как, например, сталинские высотки) не способна решить насущную проблему дефицита жилья (вспомним, что в то время жили в коммунальных квартирах, общежитиях, бараках и даже ГУМе без воды и удобств). Население страны росло быстрее, чем жилой фонд: в середине 1950-х средний размер жилой площади на одного человека составлял всего лишь около 5,6 кв. м.
Быстрым и эффективным решением стало строительство типовых многоквартирных домов, получивших в народе название «хрущевка» (в честь Никиты Хрущева). Для них были существенно снижены нормы строительства по сравнению со сталинской архитектурой. Площадь кухни установлена в 5-6 м², «темной комнаты» (кладовой) — 2-2,5 м², санузлы для экономии места делались совмещенными. Минимальная высота потолков стала 2,5 м, минимальная ширина комнаты — 2,2 м. Мусоропроводов в квартирах не было, лифтов и полноценных подвалов в домах тоже. Максимально экономили и на строительных, и на отделочных материалах.
В результате такой оптимизации затраты на строительство были снижены более чем на 30% по сравнению со сталинскими домами. А новые технологии панельного строительство позволяла возводить их максимально быстро. Скорость не могла не поражать — только за период с 1955 по 1970 год около 127 млн человек переехали в новые квартиры. Как появилась идея проекта и почему каждый знает внука главного архитектора хрущевок? Разбираемся по порядку.
Хрущевки и «Мумий Тролль»
Мало кто знает, но автором первых хрущевок был инженер Виталий Павлович Лагутенко — дедушка Ильи Лагутенко, лидера группы «Мумий Тролль». Во время Великой Отечественной войны он занимался проектированием бомбоубежищ, восстановлением зданий и маскировкой специальных объектов, а в 1956 году работал над первой массовой серией K-7 в 9-м экспериментальном квартале Новых Черемушек. Технология, по которой были построены дома, была признана самой успешной и принята для массового производства.
Сроки строительства
Чем же так понравились дома серии K-7 («К» значит «каркасный») Хрущеву? Технология их строительства была максимально простой, дешевой и, главное, быстрой. Невероятно, но факт: для возведения одной такой хрущевки требовалось всего 12 дней! Работы велись в три смены — практически круглосуточно. Рекорд был установлен в Ленинграде: здесь построили новый дом за пять дней!
Франция
В основе знаменитой серии К-7 на самом деле лежит французский проект. После войны в СССР трижды приезжал создатель панельного домостроения Раймон Камю. Посещал Францию и Хрущев, где лично осматривал европейские «панельки». В итоге советы выкупили лицензию у компании Camus и начали по ней строить, предварительно существенно упростив и переработав схему производства.
Почему пять этажей?
Для экономии средств была максимально упрощена комплектация типовых домов. Первым делом «хрущевки» лишились лифтов, в итоге стоимость квадратного метра была на 8-10% ниже по сравнению с домами предыдущего поколения. Именно поэтому дома не строили выше пяти этажей: по медицинским нормам это максимальная этажность для домов без лифта и мусоропровода. Кстати, первые хрущевки были четырехэтажными. По одной из легенд, Хрущев, приехав на стройку в Новые Черемушки, до пятого этажа пешком так и не дошел.
Хрущевки в советском кино
Дома серии К-7 засветились во многих известных фильмах. Их можно увидеть, например, в такой классике советского кинематографа, как «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» или «Доживем до понедельника». Панельки стали не просто неотъемлемой частью городской архитектуры, но и всей культуры советского времени.
Хрущевки и Шостакович
Еще один любопытный факт об экспериментальном 9-м квартале Новых Черемушек — Дмитрий Шостакович посвятил ему свою оперетту «Москва, Черемушки». Премьера состоялась в Московском театре оперетты 24 января 1959 года. А в 1962 году по ее мотивам был выпущен музыкальный фильм «Черемушки».
Сегодня многие смеются над незамысловатым сюжетом и наивным гимном отдельным квартирам: «Вот передняя наша! Вот и вешалка наша! Наша комната, Саша! Наша комната, Маша! Вся квартира наша, наша! Кухня тоже наша! Наши окна, наши двери, я глазам своим не верю! Есть уютный кабинет, как стекло блестит паркет. Можно всех друзей позвать, можно танго танцевать!»
Но в середине 1950-х эта мечта была близка каждому советскому человеку — ведь мало у кого в доме была такая роскошь, как отдельная кухня или гостиная, куда можно пригласить друзей.
Временное жилье
Хрущевки изначально замышлялись как временный проект. Они должны были просуществовать лишь до планируемой победы коммунизма в 1980 году. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное, и эти дома стоят до сих пор. Сторонники реновации утверждают, что максимальный срок жизни хрущевок 25 лет, и он давно вышел. На самом деле, это миф. Ни в каких официальных нормативах такой информации нет, а исследования крупнопанельных конструкций показали, что они могут прослужить как минимум сто лет.
Сколько людей все еще живут в хрущевках?
По приблизительным данным, в советских пятиэтажках сегодня все еще живет 8,6 миллионов россиян. С конца 1990-х дома этого типа активно сносятся в Москве и Санкт-Петербурге, на их месте строят современные многоэтажные комплексы. Несмотря на протесты местных жителей, будущее старых московских кварталов с застройкой первых периодов индустриального домостроения, под большим вопросом. Принятая в 2017 году программа реновации жилого фонда предполагает снос жилых домов в Москве общей площадью 25 млн. кв. метров. Но малоэтажные районы с хрущевками, их тихими двориками, цветущей весной сиренью и яблонями еще долго можно будет встретить в провинциальных городах бывшего СССР.