Ликбез: 8 фактов о музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, которые вы не знали | Источник: Tomas Eidsvold/ Unsplash
Фото
Tomas Eidsvold/ Unsplash

Когда Музей Соломона Р. Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum) открылся в 1959 году, его облик сразу же раскритиковали. Кто-то сравнивал его со стиральной машиной, кто-то с перевернутой миской и даже гигантской булочкой. Сейчас же это здание — один из самых известных архитектурных символов Нью-Йорка. Его спроектировал американский архитектор-модернист Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), который придумал необычное пространство с пандусом-спиралью для демонстрации современного искусства.

Архитектор Фрэнк Ллойд Райт позирует с моделью Музей Соломона Гуггенхайма, 1945. | Источник: Getty Images
Архитектор Фрэнк Ллойд Райт позирует с моделью Музей Соломона Гуггенхайма, 1945.
Фото
Getty Images

1. Фасад музея мог быть красным

В проектах жилых домов Фрэнк Ллойд Райт часто использовал свой фирменный цвет Cherokee Red. Монохромное здание Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке тоже могло стать красным, но немного другого оттенка. Архитектор планировал облицевать фасад красным мрамором, считая, что «это цвет творчества», но первый директор музея и один из соавторов его концепции Хилла Ребай (Hilla Rebay) отвергла эту идею. «Красный — цвет, который не нравится ни Соломону [Гуггенхайму], ни мне», — написала она в письме архитектору в 1945 году.

Источник: Claudia Loruso/ Unsplash
Фото
Claudia Loruso/ Unsplash

2. Оригинальный фасад был коричнево-желтым

Изначально Музей Гуггенхайма был не такого бледно-серого цвета, как сейчас. Во время реконструкции здания реставраторы удалили 11 (!) слоев краски, обнажив первоначальный коричневато-желтый цвет. И среди специалистов даже возник спор о том, в какой оттенок покрасить отреставрированный фасад. Сторонники желтого утверждали, что этот вариант больше похож на то, чего хотел бы видеть сам автор, поскольку он не особенно любил белый. Сторонники серого парировали, что жители и гости Нью-Йорка знают музей благодаря его фасадам, которые с 1960-х годов красились в разные оттенки светло-серого. В конечном итоге победили «серые».

Источник: Legion Media
Фото
Legion Media

3. Спиральный пандус не такой длинный, как кажется

Каждый, кто когда-либо поднимался по спиральному пандусу внутри Музея Гуггенхайма, знает, что это достаточно непростой труд. На деле путь не такой уж и длинный: рампа имеет длину 430 метров и расположена под углом 18 градусов.

Источник: Getty Images
Фото
Getty Images

4. Интерьер музея красят почти каждый день

Белую краску внутри музея постоянно обновляют, поскольку из-за количества посетителей на стенах постоянно появляются проплешины. «Пришлось бы закрыть все здание для публики на целую неделю или около того, если бы мы перекрашивали все целиком», — рассказывает помощник куратора архитектуры Эшли Мендельсон в аудиогиде по музею. Поэтому каждый день по вечерам сотрудники осматривают стены на предмет царапин и потертостей и подкрашивают обнаруженные дефекты. Этот стиль «лоскутной росписи» придает внутренним поверхностям своеобразную текстуру, которую можно почувствовать, например, проведя рукой по парапету.

Источник: Nicholas Ceglia/ Unsplash
Фото
Nicholas Ceglia/ Unsplash

5. Внутренние стены ротонды наклонены наружу на 97 градусов

Фрэнк Ллойд Райт хотел, чтобы стены здания имитировали наклон мольберта и лучше демонстрировали произведения искусства. Он считал, что картины следует прислонять к стене, а не вешать на нее. Чтобы защитить произведения от публики, архитектор добавил крутые уклоны между полом и стенами галереи, отделив таким образом зрителей от экспонатов. Еще одним интересным решением стали мансардные окна в галереях для естественной подсветки выставленных работ. Однако ни одно из этих решений не прижилось: картины обычно вешают на стены, а мансардные окна после первой же выставки в 1959 году мансардные окна заменили искусственным освещением.

Источник: Pipe A/ Unsplash
Фото
Pipe A/ Unsplash
Источник: Juan Domenech/ Unsplash
Фото
Juan Domenech/ Unsplash

6. Дизайн музея вызвал большие споры

Когда впервые были обнародованы планы строительства музея, это вызвало большие споры в художественном сообществе. Многие посчитали, что полукруглые и наклонные стены не подходят для демонстрации произведений искусства, и даже направили письмо директору музея с просьбой пересмотреть свои планы. «Основная концепция наклонной плоскости для демонстрации живописи и скульптуры противоречит фундаментальным правилам и требованиям, необходимым для адекватного визуального восприятия произведений искусства», — отмечалось в письма, подписанном 21 художником.

Источник: Вернер дю Плесси/ Unsplash
Фото
Вернер дю Плесси/ Unsplash

7. Архитектору не нравился Нью-Йорк как место для музея

Это был первый проект Фрэнка Ллойда Райта в Нью-Йорке, и, как оказывается, архитектор был весьма недоволен тем, что ему придется работать в этом городе. «Я могу назвать массу мест в мире, где можно было бы построить этот великий музей, но придется попробовать сделать это в Нью-Йорке», — писал он в письме 1949 года. В качестве компромисса архитектор выбрал место рядом с Центральным парком на Пятой авеню и 89-й улицей в Верхнем Ист-Сайде: оно сделало Музей Гуггенхайма ближе природе — важному элементу творческого подхода Фрэнка Ллойда Райта.

Источник: Robert Bye/ Unspash
Фото
Robert Bye/ Unspash

8. На фасаде есть инициалы Фрэнка Ллойда Райта, как подпись на произведении искусства

На фасаде музея Гуггенхайма есть небольшая красная плитка с инициалами Фрэнка Ллойда Райта. Вдохновившись печатями на японских гравюрах, архитектор поручил керамисту изготовить около 25 таких плиток и размещал их на проектах, получивших его личное одобрение. Наличие такой плитки означает, что здание выполнено в точном соответствии с требованиями автора. Помимо подписи архитектора на фасаде есть также именная плитка подрядчика — Джорджа Коэна, которого автор проекта очень уважал. «Это единственный раз, когда Райт поместил имя генерального подрядчика на здании», — рассказывают в аудиогиде по музею.

Источник: Getty Images
Фото
Getty Images