Hjertet i Ikast, C.F. Møller Architects, Дания
Hjertet («Сердце») — это многофункциональное здание площадью 3660 кв. м., соединяющее бизнес-колледж HHX Ikast, старшую школу Ikast Brande, педагогический колледж и Международную школу Ikast-Brande. В центре здания — площадь со сценой, которая распределяет посетителей по различным комнатам и направлениям.
В одном крыле расположены учебные помещения, которые могут быть преобразованы в художественные мастерские. В другом — кафе с кухней и магазином, где можно приобрести экологически чистые продукты локальных фермеров, а также предметы, созданные руками слабовидящих. Интересен спортивный зал — он спроектирован таким образом, чтобы сохранить ощущение пребывания на свежем воздухе. На втором этаже — залы для занятий танцами, йогой и культурных мероприятий.
Это уникальное здание, которое вступает в визуальное взаимодействие с загородной застройкой за счет своих скатных крыш и использованных материалов (дерева, кирпича, бетона), что придает, в том числе, приятную атмосферу внутри. Через все здание проходит общественно-реакционное пространство, в котором представители сообщества этого образовательного комплекса разных возрастов могут взаимодействовать друг с другом, объединяться в небольших залах или больших атриумах.
Отличительная черта здания — создание общественного центра. Это один из современных и актуальных трендов. Новое здание школы — это дорогостоящая инфраструктура, которая обычно используется только для образовательного процесса, а вечером и летом пустует. Создание общественного центра для города для совместных занятий спортом, встреч горожан, проведения мастер-классов расширяет функцию здания — от образовательной до социальной.
Quantum, Atrium, Казахстан
Здание вытянутой формы состоит из трех блоков, которые отличаются по функциям и материалам облицовки фасада. Воплощением ключевых принципов организации интерьера — внимание к окружающей среде, акцент на использовании естественного освещения и функциональность, — стало основное общественное пространство. Многофункциональный атриум с помощью эргономичного амфитеатра совмещает задачи зоны отдыха и форума. К нему примыкает второй амфитеатр: его можно использовать как дополнительный — как для концертов, так и в качестве площадки для дискуссий при школьной библиотеке, рядом с которой расположена оранжерея.
Чтобы создать комфортную образовательную среду, отвечающую современным международным стандартам, архитекторы проекта сфокусировались не только на пространственных, но и на ландшафтных задачах. Здесь есть двор, площадь перед главным входом, площадки для волейбола и баскетбола, беговые дорожки, площадки с тренажерами и зона для занятий гимнастикой.
Один из основных трендов образования сегодня — развитие мягких навыков. Перед нами стояла задача создать проект, который будет способствовать развитию навыков коммуникации, взаимодействия друг с другом, поэтому мы попытались создать общественные детские пространства нового качества — как снаружи, так и внутри здания. Снаружи мы получаем несколько разных зон: входную площадь и холм, который спускается к спортивным площадкам. На холме можно проводить занятия, отдыхать, социализироваться. Здания, расположенные по бокам, защищают от сильных ветров. Внутри же ключевыми являются атриумные пространства, которые можно сравнить с городскими площадями. На ступеньках амфитеатра дети могут сидеть, общаться, наблюдать за жизнью школы и за тем, что происходит внутри образовательных классов.
The Heights, Bjarke Ingels Group, США
Одна из ключевых особенностей The Heights Building — это каскад зеленых террас по периметру, которые становятся продолжением классных комнат и создают атмосферу учебного оазиса. В то время как верхние террасы больше подходят для уединенных занятий, терраса площадью 18 700 кв.м на первом этаже — это не только площадка для отдыха, но и место проведения общешкольных мероприятий.
Создание многоэтажного здания школы — в некоторой степени вызов для архитектора. Как создать целостную среду, когда приходится всех так сильно разделять на этажи? Архитекторы очень хорошо справились с этой задачей. Имея пять больших блоков здания, они смогли их так разместить по отношению друг к другу, что снаружи, на крышах этих блоков, образуется терраса. Она может быть использована для обучения и проведения занятий. Возникает хорошая связь между территорией и зданием.
Внутри через все этажи проходит атриумное пространство. Естественным образом получаются лестницы-амфитеатры, которые служат и пространством для отдыха и социализации, и одновременно основными транзитными артериями здания. Таким образом, достигнут эффект проницаемости — это очень важное качество современной образовательной среды и любой институции в принципе, где мы хотим, чтобы объединялись люди разных возрастов и интересов.
Бамбуковый спортивный зал в Международной школе Panyaden, Chiangmai Life Construction, Тайланд
Перед архитекторами стояла задача создать спортивный зал, который может вместить 300 учеников и при этом коррелировать с другими зданиями школы, выполненными из глины и бамбука. Зал площадью 782 кв.м. объединяет площадки для мини-футбола, баскетбола, волейбола и бадминтона, сцену. Дизайн пространства и использованные материалы обеспечивают прохладный и приятный климат благодаря естественной вентиляции и изоляции. Дизайн был вдохновлен цветком лотоса — оммаж буддистским учениям, которые школа применяет в академической программе.
Нам очень нравится использование древесины в строительстве школ. К сожалению, в России это практически невозможно, но мы надеемся, что вскоре нормы изменятся. Здание спортзала, как и другие здания в этом комплекте, полностью построены из бамбука, за счет чего рождается архитектура уникального качества. Использование материала обосновано с точки зрения расположения объекта, местной культуры и традиций. Мы считаем, что если есть возможность попробовать через архитектуру проявить какие-то местные достижения и культурный код — это обязательно стоит делать.
В Таиланде существует многовековая традиция строительства из бамбука, и в этом проекте она сочетается с современными строительными подходами и формообразованием. Открытые пространства, естественная вентиляция — конечно, это подходит только для теплого климата, но и мы не должны всегда применять те наработки, которые были созданы в западноевропейских странах к созданию образовательных учреждений по всему миру. Необходимо искать разные способы и работать с контекстом.
«Летово», Atelier PRO, Atrium, Россия
В 2014 году на проект школы был проведен архитектурный конкурс, первое место в котором получил проект голландского бюро Atelier PRO, а в процессе реализации бюро Atrium стало его соавтором с российской стороны. В основу легли новые для России принципы школьного строительства, использующиеся за рубежом последние 20 лет: эффективная обучающая среда, многофункциональность и гибкость пространства, безопасность и комфорт людей. В плане четырехэтажное школьное здание представляет собой трехлучевую звезду. Главная особенность здания — многосветный атриум, сложное и трансформируемое при необходимости пространство. Уровни здания объединяют лестница-амфитеатр и зимний сад с «зеленой стеной».
Эта школа уже успела стать общепризнанными примером создания качественной образовательной среды не только в России, но и за ее пределами. «Летово» — это школа-пансион. У нее очень большой кампус с развитой спортивной инфраструктурой и пространством для размещения учеников и учителей школы. Главная особенность — создание адаптивных образовательных пространств, которые не предполагают исключительно обучение в классах, а подходят для обучения в группах разного масштаба. Это позволяет внедрить куда более гибкий и сложный образовательный план.
Montecarlo Guillermo Gaviria Correa, EDU — Empresa de Desarrollo Urbano de Medellín, Колумбия
Развитие образования и культуры в Медельине стало важным движком для реализации качественных социальных изменений в обществе с низким уровнем жизни. Центр был создан на месте старой бильярдной фабрики. Одна из задач состояла в том, чтобы агрегировать самые разные образовательные учреждения и программы: от курсов оказания помощи беременным матерям до музыкальной школы.
Архитектура влияет на качество жизни и в целом на формирование личности. В этом проекте в Медельине создание новой школы играет не только образовательную роль; амбиция проекта — развитие трудных районов города, известных большим количеством преступности, в том числе среди детей. Так, на карте города появилось новое значимое и примечательное место, где местные могут проводить время и развиваться.
Подобные проекты меняют жизни людей. Они не всегда дорогостоящие, главное — креативно подойти к решению задач. Например, здесь использованы довольно простые методы создания устойчивой архитектуры: это и сбор дождевой воды, и правильное планирование освещения, и экономия средств на кондиционировании. Комплексный проект, который закладывает новые ценности. И нам такой подход очень нравится.