Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
Tuomas Uusheimo

Когда-то на этом финском заводе производили морские кабели. В начале 1990-х здание у бывших владельцев выкупил муниципалитет Хельсинки, и сегодня Кабельный завод — крупнейший культурный центр современного искусства в Финляндии. На его территории находятся музеи, галереи, студии, художественные школы, залы и творческие пространства. В этом году к их числу добавилось здание «Дома танца», спроектированного местным бюро JKMM Architects.

Директор «Дома танца» Ники Матисон не скрывает своего энтузиазма: «Давняя мечта местного танцевального сообщества наконец-то сбылась, и мы открыли двери для публики и танцоров. В год открытия у нас запланирована разнообразная программа из местных премьер, классики современного танца и международных гостей».

Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
Hannu Rytky

Архитектура здания черпает вдохновение в танце, играя с иллюзиями легкости и тяжести. Танец имеет дело с гравитацией и весом человеческого тела. Главные фасады из полированной и кортеновской стали будто парят в воздухе, бросая вызов гравитации. Это создает игру контрастов — как материалов на стенах (отражающий и нематериальный рядом с весомым и «проржавевшим»), так и современной архитектуры с исторической частью бывшего завода. Новое и старое работает на контрасте и в то же время пребывает в диалоге друг с другом.

Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
Peter Vuorenrinne
Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
Tuomas Uusheimo

Стальная стена входной площади образует гигантскую поверхность для отражений и игры света в вечернем сумраке. Гладкая стальная поверхность может по-разному освещаться, становясь частью декораций для танцевальных мероприятий. Северные фасады, обращенные к парку, покрыты круглыми алюминиевыми дисками. Они создают абстрактные ритмичные поверхности на фоне неба. Ритм также один из ключевых принципов танца.

Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
Hannu Rytky

«Дом танца» похож на огромную современную «танцевальную машину», спроектированную с отсылками к индустриальному прошлому завода. Пространства имеют промышленный масштаб, а детали можно идентифицировать как части единого механизма.

«Механистичность ощущается повсюду, вы можете почувствовать и даже потрогать ее собственными руками. В интерьерах „Дома танца“ использованы прочные и износостойкие материалы, которые выдержат любые испытание временем», — говорит главный архитектор проекта Харри Линдберг.

Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
Hannu Rytky
Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
Hannu Rytky

Здание площадью 7 000 м2 включает две танцевальные сцены. Зал «Эркко» — самое большое пространство для танцевальных представлений в Скандинавии: оно имеет 26 метров в ширину, 37 метров в глубину и 24 метра в высоту и включает мобильную систему телескопических кресел на 700 мест. В этом легко трансформируемом пространстве может разместиться до тысячи человек. Зрительный зал, сцена и боковая сцена могут быть разделены, образуя три отдельных пространства для проведения мероприятий.

Старый зал «Панну» кабельного завода модернизировали и сделали его меньше. Теперь он представляет собой черный куб, рассчитанный на 235 — 400 человек. Пространства «Дома танца» одинаково подходят для танцев, цирка и других сложных видов исполнительского искусства. «Все общественные зоны в „Доме танца“ спроектированы с учетом возможностей для выступлений. Танец может занять, например, весь Кабельный завод на время представления», — говорит Харри Линдберг.

Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
Tuomas Uusheimo
Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
Tuomas Uusheimo
Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
Tuomas Uusheimo

В интерьерах поверхности из необработанной стали и бетона сочетаются с театральными системами освещения, техническими установками, яркими цветами и игрой света в залах. Все это вместе создает атмосферу «бурлеска», напоминающую фильмы финского режиссера Аки Каурисмяки.

В вестибюле интерактивное световое оформление «Другой» создано художником Эету Хухтала. Световая система мягко реагирует на входящих и проходящих мимо посетителей, что создает интерактивную световую инсталляцию, которая, как и танец, непосредственно связана с движением.

Из завода в культурный центр: «Дом танца» в Хельсинки
Фото
JKMM