Фотограф Вадим Данилов (@europa_endlos) рассказывает об образцах русского модернизма. Видение автора помогает пересмотреть отношение к уродливо-прекрасным зданиям и, наконец, полюбить это направление в архитектуре! Предлагаем читателям погрузиться в мир брутализма и взглянуть по-новому на советские постройки глазами истинного поклонника фантастического и недооцененного модернизма. О знаковых зданиях эпохи рассказываем сам автор блога в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) Вадим Данилов.

Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 1.1)
«Первый (и последний?) бруталистский небоскреб Подмосковья в Балашихе родился как переработанная версия высоток из генплана Набережных Челнов (1976)».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 1.2)
«До этапа реализации дошел только в девяностые годы и строился практически все десятилетие».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 2)
«МДЦМП Марьино — традиционно жуткая аббревиатура, за которой прячется многофункциональный центр малого предпринимательства. Не самое выдающееся строение 2005 года с фантастическим хаотично-ступенчатым планом, которое попеременно заставляет думать о конструктивизме и модернистских экспериментах и навевает мысли о знаменитой косовской библиотеке!» (прим.ред — Национальная библиотека Косова, 1944).
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 3)
«Чеховский исполком ощущается как еще одна позднесоветская попытка в постмодернизм, совсем редкая для такого рода административных зданий. Круглое окно сбоку и сочетание объемов будто бы отсылают к конструктивизму, а вместо традиционно брутального фасада появляются округлые формы».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 4.1)
Дворец бракосочетаний в Белгороде по проекту архитектора Владимира Вишневского. «В стилистике окон можно при желании уловить отсылки к древнерусскому зодчеству, а у меня лично они вызывают восточные ассоциации».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 4.2)
«Здание информационно-вычислительного и статистического центра построено в середине восьмидесятых — последняя советская постройка на Соборной площади Белгорода и один из немногих запоминающихся образцов локального совмода».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 5)
«Вывшая фабрика обуви на Кантемировской вполне бы могла стать локальной иконой брутализма, но десятилетия совмода, наверное, повлияли на обыденность ее восприятия».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 6)
«Эта торговая и библиотечная постройка из типовых элементов обладает таким динамичным объемом не просто так: когда-то она рифмовалась с диагональным стеклянным фойе кинотеатра «Саяны» и была частью архитектурного ансамбля общественного пространства, который завершал перспективу улицы Молостовых (Ивановское)».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 7.1)
«В конце Благовещенского переулка скрывается огромное в соотношении с окружающей застройкой, но странным образом остающееся довольно незаметным здание. Эта громада без единой таблички и вывески относительно ее принадлежности оказывается, на секундочку, столовой(!) военного университета. Эти странные сочетания форм 1989 года постройки можно отнести к некой переходной стадии между советским брутализмом и постмодернизмом».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 7.2)
«Шестой павильон «Ленэкспо» архитекторов Фрайфельда и Седакова, пожалуй, единственное действительно запоминающееся здание на территории комплекса, построенное на закате совмода в 90-м году. Хотя многие детали огромного павильона еще подчинены модернистской парадигме (попробуйте мысленно лишить павильон очевидно декоративных элементов), отчетливо проявляется еще советский, но постмодернизм».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 8)
«Совершенно случайно обнаруженная одна из знаковых построек минского модернизма — громада НИИ ЭВМ с хардкорным брутализмом во многих деталях — когда-то фирменный стиль архитектора Юрия Григорьева».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 9)
«Один из любимых вестибюлей московского метро — забытый шедевр брутализма станции Орехово. Архитектор Лев Попов исповедовал авангардистский подход, не слишком востребованный позднесоветской метроархитектурой — Орехово можно назвать одной из наиболее ярких его построек, выделяющейся на юге Москвы, как своей необычной формой, так и масштабом: все соседние станции замоскворецкой линии снабжены лишь типовыми минималистичными входами. Увы, сейчас вестибюль переживает нелегкую судьбу: бетон был покрашен в белый цвет, в т.ч. закрашена была и оригинальная надпись с названием станции, а судьба разобранной во время ремонта уникальной люстры внутри остается неизвестной».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 10.1)
«Вычислительный центр ЮВЖД (Воронеж) скрыт в тупике возле ликеро-водочного завода, соседствует с местностью под характерным названием «пьяные дворы» и имеет вполне типичную для своего функционала архитектуру».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 10.2)
«Про нижегородскую архитектурную школу не слышал только ленивый, а здание, где она рождалась, само стало манифестом отечественного постмодернизма — строительство третьего корпуса проектного института было утверждено по небывало свободному для своего времени (1983 год!) проекту с огромной колонной в белой рамке».
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 11)
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 12)
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 13)
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 14)
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 15)
Инстаграм недели: модернизм Вадима Данилова (фото 16)